БОЧЧО́НИ УМБЕРТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЧЧО́НИ (Boccioni) Умберто (19.10.1882, Реджо-ди-Калабрия – 17.8.1916, Верона), итал. живописец и скульптор. После окончания технич. школы в Катании (1897) учился в частной школе в Риме (1898–1902), с 1900 вместе с Дж. Северини посещал также студию Дж. Балла. В 1906 работал в Париже, где на него сильное впечатление произвело иск-во импрессионистов, П. Сезанна и Ж. Сёра; совершил также поездку в Россию. Живопись Б. 1900-х гг. отмечена влиянием неоимпрессионизма и символизма («Апокалиптические всадники», 1908, Худож. ин-т, Чикаго; портреты).
Встреча с Ф. Т. Маринетти в кон. 1900-х гг. явилась поворотным моментом в биографии Б.; он стал одним из гл. мастеров и теоретиков итал. футуризма. Живопись Б. обретает особый динамизм, насыщается экспрессивными символами, стремится передать движения людских масс («Возносящийся город», 1910–11, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Под влиянием франц. кубизма вещественная реальность в картинах Б. растворяется в бурлящей лаве раскалённых цветов; композиции насыщены «энергетическими» формами (триптих «Состояния души», 1911, Галерея совр. иск-ва, Милан, и др. собрания; «Динамизм футболиста», 1913, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). В скульптуре Б. (с 1912) внутр. энергия фигуры прорывается наружу; его ассамблажи воспроизводят особенности восприятия быстродвижущихся объектов, способность взгляда объединять в одном мгновении далёкое и близкое, целостные фигуры и их фрагменты [напр., «Лошадь+всадник+дома (динамическая конструкция галопа)», дерево, картон, металл, 1914, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция].
В 1915 художник отправился добровольцем на фронт и вскоре, после падения с лошади, умер от полученных травм.