СЕЗА́НН ПОЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕЗА́НН (Cézanne) Поль (19.1.1839, Экс-ан-Прованс – 23.10.1906, там же), франц. живописец, график. Родился в семье банкира. Учился в Муниципальной школе рисунка Экс-ан-Прованса (1857–61) у Ж. Жибера. В юности познакомился с Э. Золя, увлекался лит-рой. В 1861 уехал в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с К. Писсарро, позднее работал с ним в Понтуазе и Овер-сюр-Уазе (1872–73), пользовался его советами. Копировал старых мастеров в Лувре, картины Э. Делакруа и Г. Курбе. Участвовал в «Салоне отверженных» (1863) вместе с Э. Мане, Писсарро и др. Для произведений 1860-х гг. характерны некоторая чрезмерность эмоций, пастозность и стремительность живописи, давшие повод назвать этот период «романтическим» («Оргия», ок. 1864–68, собрание Леконта, Париж, и др.). Участвовал в выставках импрессионистов (1874 и 1877), однако в изображении человека и природы вместо импрессионистич. «впечатления» С. стремился к воссозданию образов, в которых как бы отразился отсвет вечной гармонии Вселенной: предметы наделены объёмом, плотностью; уравновешенность цветовых и пластич. масс призвана передать незыблемость вещного мира («Дом повешенного», 1873, Музей Орсе, и др.). С. вносит коррективы в принципы традиц. линейной перспективы, используя «перцептивную» перспективу, отвечающую естеств. зрительному восприятию глубины пространства. Нередко в пейзажах С. доминирует вертикаль – ось, вокруг которой чётко распределяются пространственные планы («Гавань Марселя», 1883–85, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Возможно, в силу тревожно-обострённого ощущения ускользающего времени для С. было важно утвердить некие вневременные ценности, мир непререкаемо сущий, – так, в «Натюрморте с чёрными часами» (ок. 1870, частное собрание, Париж) на циферблате нет стрелок, что возвращает зрителя к мысли о вечности. Натюрморт становится излюбленным жанром С.: предметы, фрукты, ткани исполнены торжеств. многозначительности, объёмы вылеплены цветом, что выявляет мощную геометрию форм [«Натюрморт с драпировкой», ок. 1899, Эрмитаж, С.-Петербург (см. илл. к ст. Натюрморт), и др.]. С. полагал, что бесконечное многообразие форм природы зиждется на таких структурах, как шар, цилиндр, конус, соотношение которых лежит в основе закономерностей устройства Вселенной.
Изображения людей у С. также подчинены стройной логике, формы рельефно вылеплены, планы чётко обозначены, конструкция строго выверена. В поисках сути образа С. избегал преходящих моментов (мимики, жестикуляции, даже психологизма); портретируемые выглядят серьёзными, самоуглублёнными: автопортреты (с 1861), «Пьеро и Арлекин» (ок. 1888, ГМИИ), циклы картин (в разл. собраниях) «Игроки в карты» (с 1890), «Курильщик», «Купальщицы» (оба с сер. 1890-х гг.); портрет А. Воллара (1899, Музей Пти-Пале, Париж) и др. С. воссоздаёт не историю жизни или эмоции человека, но утверждает сам факт его пребывания в этом мире – формула, которая лежит в основе его худож. концепции. Однако драматизм мироощущения художника, рефлексия проявляются в тревожных ритмах, в ощущении внутр. напряжения, в неспокойных цветовых соотношениях. После долгих лет поисков, постоянного ощущения несоответствия замысла и результата, заставлявшего С. нередко уничтожать свои картины, поздние его работы обладают классич. ясностью. Среди пейзажей С. особое место занимают сияющий голубой кристалл горы Св. Виктории (с сер. 1880-х гг. до конца жизни; картины в разл. музеях мира) и исполинская красноствольная сосна – в их торжеств. красоте художник словно обрёл искомую им гармонию мироздания. Наследие С. включает также многочисл. акварели и рисунки. Один из гл. мастеров постимпрессионизма, С. приобрёл мировую известность лишь после посмертной выставки (1907). Токи мощной духовной энергии, исходящие от его работ, открытия в трактовке пространства, формы, конструкции, цвета, мысли С. об иск-ве оказали сильное влияние на иск-во 20 в. (прежде всего на формирование фовизма, кубизма, рус. авангардизма).