Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИССАРРО́ КАМИЛЬ

Авторы: В. В. Стародубова

ПИССАРРО́ (Pissarro) Ка­миль (Жа­коб Аб­ра­ам Ка­миль) (10.7.1830, Шар­лот­та-Ама­лия, о. Сент-То­мас, Вир­гин­ские о-ва – 13.11.1903, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в шко­ле в Па­си, близ Па­ри­жа (1842–47); вер­нув­шись на ро­ди­ну, на­чал по­мо­гать от­цу в ма­га­зи­не. Брал уро­ки жи­во­пи­си у дат. ху­дож­ни­ка Ф. Мель­бюэ (ок. 1850); с це­лью про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния уе­хал в Ка­ра­кас (ме­ж­ду 1852 и 1854), за­тем в Па­риж (1855). На Все­мир­ной вы­став­ке 1855 от­крыл для се­бя иск-во Ж. О. Д. Эн­гра, Г. Кур­бе и К. Ко­ро. Обу­чал­ся в сту­дии А. Мель­бюэ, Шко­ле изящ­ных ис­кусств (с 1856) и в ака­де­мии Сюи­са (1859–61), где по­зна­ко­мил­ся с К. Мо­не и П. Се­зан­ном. В ран­них пей­за­жах тро­пи­ков, ок­ре­ст­но­стей Па­ри­жа и др. ощу­ти­мо влия­ние Ко­ро, Ш. Ф. До­би­ньи, Ж. Ф. Мил­ле и от­час­ти Кур­бе, но по­сте­пен­но П. вы­ра­бо­тал собств. стиль. В 1859 впер­вые вы­став­ля­ет­ся в Са­ло­не; с 1870-х гг. П. ста­но­вит­ся од­ним из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей франц. им­прес­сио­низ­ма; един­ст­вен­ный из мас­те­ров это­го на­прав­ле­ния уча­ст­во­вал во всех его вы­став­ках (с 1874 по 1886). В 1870–71 жил в Лон­до­не, где по­зна­ко­мил­ся с П. Дю­ран-Рю­элем.

К. Писсарро. «Вечер в деревне Вуазен». 1872. Музей Орсе (Париж).
К. Писсарро. «Мост Буальдьё в Руане». 1896. Городской музей и художественная галерея (Бирмингем).

Как и К. Мо­не, П. ин­те­ре­со­вал­ся жиз­нью при­ро­ды в её дви­же­нии, из­ме­не­ни­ях; он пи­шет ок­ре­ст­но­сти Пон­туа­за (где жил в 1866–68 и 1872–82), бе­ре­га рек («Бе­рег Мар­ны в Ше­невь­ер», 1864–1865, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург, и др.), от­ра­же­ния об­ла­ков в во­де, ухо­дя­щие вдаль до­ро­ги (один из пер­вых чис­то им­прес­сио­ни­стич. пей­за­жей – «Вер­саль­ская до­ро­га в Лу­весь­ен­не», 1870, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Цю­рих), ту­ман­ную дым­ку над осен­ни­ми по­ля­ми («Вспа­хан­ная зем­ля», 1874, ГМИИ; «Крас­ные кры­ши», 1877, Му­зей Ор­се, Па­риж; «Пей­заж в Пон­туа­зе», 1877, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.). С кон. 1880-х гг. по­сто­ян­но ра­бо­тал в Дье­пе, Гав­ре, Руа­не, изо­бра­жая из­люб­лен­ные мо­ти­вы – ста­рин­ные пло­ща­ди, улоч­ки и зда­ния («Ули­ца л’Эписери в Руа­не», 1898, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Цер­ковь Сен-Жак в Дье­пе», 1901, Му­зей Ор­се, и др.). Од­на­ко гл. те­ма твор­че­ст­ва П. – Па­риж, в мно­го­числ. ви­дах ко­то­ро­го ху­дож­ник су­мел пе­ре­дать ма­гию, при­су­щую это­му го­ро­ду, тон­кую гар­мо­нию цве­то­вых со­от­но­ше­ний в ок­ра­ске зда­ний в раз­ное вре­мя су­ток, изы­скан­ную гра­фи­ку жа­лю­зи и бал­кон­ных ре­шё­ток, та­ин­ст­вен­ную пре­лесть ог­ром­ных де­ревь­ев, при­даю­щих па­риж­ско­му пей­за­жу оду­хо­тво­рён­ность, се­реб­ри­стую дым­ку, смяг­чаю­щую ли­нии и цве­та: «Италь­ян­ский буль­вар ут­ром, ос­ве­щён­ный солн­цем» (1897, Нац. га­лерея иск-ва, Ва­шинг­тон), «Пло­щадь Фран­цуз­ско­го те­ат­ра в Па­ри­же» (1898, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Опер­ный про­езд в Па­ри­же» (1898, ГМИИ) и др. На зре­лое твор­че­ст­во П. не­со­мнен­ное влия­ние ока­зал П. Се­занн, с ко­то­рым его свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния. Пей­за­жи П. сдер­жан­ны по ко­ло­ри­ту, од­на­ко его жи­во­пись от­ме­че­на тон­чай­шей раз­ра­бот­кой от­тен­ков раз­ных цве­тов в пре­де­лах ску­пой кра­соч­ной гам­мы, слож­но­стью и мно­го­кра­соч­но­стью фак­ту­ры по­ло­тен. В сер. 1880-х гг. П. ув­лёк­ся пу­ан­ти­ли­ст­ской тех­ни­кой нео­им­прес­сио­низ­ма («Ост­ров Лак­руа. Ру­ан. Ту­ман», 1888, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия), од­на­ко с 1890 вер­нул­ся к преж­ней ма­не­ре. Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли, де­лал офор­ты, ли­то­гра­фии, ри­сун­ки. Его сын – жи­во­пи­сец и гра­фик Люсь­ен Пис­сар­ро (1863–1944).

Соч.: Letters to his son Lucien / Ed. J. Re­wald. 4th ed. L., 1980; Correspondance: 1865–1894 / Éd. J. Bailly-Herzberg. P., 1980–1988. Vol. 1–3.

Лит.: Pissarro L. R., Venturi L. C. Pissarro, son art, son œuvre. P., 1939. Vol. 1–2; Юде­нич И. В. Пей­за­жи Пис­сар­ро в Эр­ми­та­же. Л., 1963; К. Пис­сар­ро. Пись­ма. Кри­ти­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков / Вступ. cт., сост. и прим. К. Г. Бо­гем­ской. М., 1974; Shikes R., Harper P. Pissarro: his life and work. N. Y., 1980; Studies on C. Pissarro / Ed. C. Lloyd. L., 1986; Rewald J. C. Pissarro. L., 1991; Reid M. Pissarro. L., 1993.

Вернуться к началу