ПИССАРРО́ КАМИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИССАРРО́ (Pissarro) Камиль (Жакоб Абраам Камиль) (10.7.1830, Шарлотта-Амалия, о. Сент-Томас, Виргинские о-ва – 13.11.1903, Париж), франц. живописец и график. Учился в школе в Паси, близ Парижа (1842–47); вернувшись на родину, начал помогать отцу в магазине. Брал уроки живописи у дат. художника Ф. Мельбюэ (ок. 1850); с целью продолжения образования уехал в Каракас (между 1852 и 1854), затем в Париж (1855). На Всемирной выставке 1855 открыл для себя иск-во Ж. О. Д. Энгра, Г. Курбе и К. Коро. Обучался в студии А. Мельбюэ, Школе изящных искусств (с 1856) и в академии Сюиса (1859–61), где познакомился с К. Моне и П. Сезанном. В ранних пейзажах тропиков, окрестностей Парижа и др. ощутимо влияние Коро, Ш. Ф. Добиньи, Ж. Ф. Милле и отчасти Курбе, но постепенно П. выработал собств. стиль. В 1859 впервые выставляется в Салоне; с 1870-х гг. П. становится одним из крупнейших представителей франц. импрессионизма; единственный из мастеров этого направления участвовал во всех его выставках (с 1874 по 1886). В 1870–71 жил в Лондоне, где познакомился с П. Дюран-Рюэлем.
Как и К. Моне, П. интересовался жизнью природы в её движении, изменениях; он пишет окрестности Понтуаза (где жил в 1866–68 и 1872–82), берега рек («Берег Марны в Шеневьер», 1864–1865, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург, и др.), отражения облаков в воде, уходящие вдаль дороги (один из первых чисто импрессионистич. пейзажей – «Версальская дорога в Лувесьенне», 1870, частное собрание, Цюрих), туманную дымку над осенними полями («Вспаханная земля», 1874, ГМИИ; «Красные крыши», 1877, Музей Орсе, Париж; «Пейзаж в Понтуазе», 1877, Нац. галерея, Лондон, и др.). С кон. 1880-х гг. постоянно работал в Дьепе, Гавре, Руане, изображая излюбленные мотивы – старинные площади, улочки и здания («Улица л’Эписери в Руане», 1898, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Церковь Сен-Жак в Дьепе», 1901, Музей Орсе, и др.). Однако гл. тема творчества П. – Париж, в многочисл. видах которого художник сумел передать магию, присущую этому городу, тонкую гармонию цветовых соотношений в окраске зданий в разное время суток, изысканную графику жалюзи и балконных решёток, таинственную прелесть огромных деревьев, придающих парижскому пейзажу одухотворённость, серебристую дымку, смягчающую линии и цвета: «Итальянский бульвар утром, освещённый солнцем» (1897, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Площадь Французского театра в Париже» (1898, Эрмитаж, С.-Петербург), «Оперный проезд в Париже» (1898, ГМИИ) и др. На зрелое творчество П. несомненное влияние оказал П. Сезанн, с которым его связывали дружеские отношения. Пейзажи П. сдержанны по колориту, однако его живопись отмечена тончайшей разработкой оттенков разных цветов в пределах скупой красочной гаммы, сложностью и многокрасочностью фактуры полотен. В сер. 1880-х гг. П. увлёкся пуантилистской техникой неоимпрессионизма («Остров Лакруа. Руан. Туман», 1888, Музей иск-ва, Филадельфия), однако с 1890 вернулся к прежней манере. Работал также в технике акварели, делал офорты, литографии, рисунки. Его сын – живописец и график Люсьен Писсарро (1863–1944).