Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБИНЬИ́ ШАРЛЬ ФРАНСУА

Авторы: В. В. Стародубова
Ш. Ф. Добиньи. «Лодки на Уазе». 1865. Музей Орсе (Париж).

ДОБИНЬИ́ (Daubigny) Шарль Фран­суа (15.2.1817, Па­риж – 19.2.1878, там же), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Сын и уче­ник пей­за­жи­ста Эд­ма Фран­суа До­би­ньи (1789–1843); за­ни­мал­ся так­же у Ж. Р. Бракасa (1831–32) и в мас­тер­ской П. Де­ла­ро­ша (1840). Ра­бо­тал рес­тав­ра­то­ром жи­во­пи­си в Лув­ре (в нач. 1830-х гг.), ко­пи­ро­вал там ра­бо­ты Н. Пус­се­на, К. Лор­ре­на и голл. пей­за­жи­стов 17 в. По­се­тил Ита­лию (1836); пи­сал пей­за­жи в ок­ре­ст­но­стях Па­ри­жа (в т. ч. в Бар­би­зо­не), в ле­су Фон­тенб­ло, позд­нее в др. рай­онах Фран­ции (Нор­ман­дии, Бур­гун­дии и др.). С 1838 ре­гу­ляр­но вы­став­лял­ся в па­риж­ских Са­ло­нах. Сбли­зив­шись с Т. Рус­со и Жюль Дю­пре, Д. ра­бо­тал вме­сте с ни­ми (1846), став од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров бар­би­зон­ской шко­лы. С 1852 не­од­но­крат­но пи­сал пей­за­жи вме­сте с К. Ко­ро (в До­фи­не и Швей­ца­рии); с 1866 ра­бо­тал так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гол­лан­дии, Ис­па­нии. Обо­ру­до­вав лод­ку-мас­тер­скую (1857), Д. мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Се­не, Мар­не и Уа­зе. Пи­сал пре­им. ви­ды сель­ской Фран­ции: раз­мы­тые до­ж­дём до­ро­ги, ту­ман­ные рас­све­ты, реч­ные бе­ре­га, лес­ные опуш­ки, кре­сть­ян в по­ле и т. п. («За­пру­да в Оп­те­во», 1855, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ру­ан, и 1859, Му­зей Ор­се, Па­риж; «За­ход солн­ца», 1859, там же; «Де­рев­ня на бе­ре­гу Уа­зы», 1868, ГМИИ; «Пей­заж с озе­ром», 1875, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Ве­ро­ят­но, был пер­вым, ко­го кри­ти­ка оце­ни­ва­ла как «ху­дож­ни­ка впе­чат­ле­ний» (франц. – im­pressions) уже в 1860-е гг. В 1861 ис­пол­нил по за­ка­зу се­рию из 4 де­ко­ра­тив­ных пан­но («Сад Тю­иль­ри» и др.) для Са­ло­на Гос. мин-ва в Но­вом Лув­ре. Его пле­нэр­ные ис­ка­ния, ин­те­рес к пе­ре­да­че вре­ме­ни дня, ню­ан­сов ос­ве­ще­ния, све­то­воз­душ­ной сре­де во мно­гом пред­вос­хи­ти­ли им­прес­сио­низм. Сбли­зив­шись с бу­ду­щи­ми мас­те­ра­ми это­го на­прав­ле­ния, от­стаи­вал их ис­кус­ст­во (в ка­че­ст­ве чл. жю­ри Са­ло­нов). Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ке офор­та (се­рия «Пу­те­ше­ст­вие в лод­ке», 1862, и др.), ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Ф. Фе­не­ло­на, Э. Сю, В. Гю­го. На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1873). Его сын и уче­ник – пей­за­жист Шарль Пьер До­би­ньи (1846–86); сре­ди уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей так­же Л. Э. Бу­ден, Я. Йон­гкинд.

Лит.: Moreau-Nélaton E. Daubigny raconté par lui-même. P., 1925; Явор­ская НВ. Пей­заж Бар­би­зон­ской шко­лы. М., 1962; Fi­dell-Beaufort M., Bailly-Herzberg J. Daubigny. La vie et l’œuvre. P., 1975; Lassalle C. Ch.-F. Daubigny. P., 1990.

Вернуться к началу