Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРБИЗО́НСКАЯ ШКО́ЛА

Барбизонская школа. Н. Диаз. «В лесу». 1855. Лувр (Париж).

БАРБИЗО́НСКАЯ ШКО́ЛА, груп­па франц. ху­дож­ни­ков 1830–60-х гг. По­лу­чи­ла на­зва­ние от дер. Бар­би­зон, по­сколь­ку с ней и при­ле­гаю­щим ле­сом Фон­тенб­ло бы­ло свя­за­но твор­че­ст­во её мас­те­ров. Раз­ви­вая тра­ди­ции голл. пей­за­жа 17 в., опыт англ. пей­за­жи­стов 19 в. (Дж. Кон­стеб, Р. Бо­нинг­тон) и мас­те­ров франц. ро­ман­тиз­ма (Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа), ху­дож­ни­ки Б. ш. вне­сли вы­даю­щий­ся вклад в раз­ви­тие пей­заж­ной жи­во­пи­си. Мно­го ра­бо­тая на на­ту­ре, в ус­ло­ви­ях пле­нэ­ра, они уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние све­то­воз­душ­ной сре­де, фик­си­руя её ме­няю­щие­ся со­стоя­ния и при этом раз­ра­ба­ты­вая под­чёрк­ну­то про­стые мо­ти­вы сель­ской при­ро­ды. Кра­соч­ная гам­ма этих пей­за­жей строи­лась на тща­тель­ном под­бо­ре то­наль­ных ва­лё­ров, смяг­чаю­щих слиш­ком рез­кие цве­то­вые кон­тра­сты. Во мн. кар­ти­нах стар­ше­го по­ко­ле­ния бар­би­зон­цев (Т. Рус­со, Ж. Дю­пре, Н. Ди­аз) ещё про­сту­па­ет струк­ту­ра клас­си­ци­ст­ско-ро­ман­тич. пей­за­жа с дос­та­точ­но чёт­ким де­ле­ни­ем на ближ­ний и даль­ний пла­ны и па­те­тич. эф­фек­та­ми ос­ве­ще­ния. Со вре­ме­нем это ге­ро­ич. на­ча­ло всё за­мет­нее ус­ту­па­ет ме­сто спо­кой­но­му ли­рич. со­зер­ца­нию, при ко­то­ром на­ту­ра об­ре­та­ет тихую за­ду­шев­ность, а ат­мо­сфе­ра на­деля­ет­ся ещё боль­шим то­наль­ным един­ст­вом. Эти чер­ты уси­ли­ва­ют­ся в ис­кусст­ве млад­ше­го по­ко­ле­ния бар­би­зон­цев (са­мым зна­чи­тель­ным из них был Ш. Ф. До­би­ньи).

Ино­гда мас­те­ра Б. ш. вклю­ча­ли в свои пей­за­жи жан­ро­вые и ани­ма­ли­стич. мо­ти­вы (по­след­ние осо­бен­но ха­рак­тер­ны для К. Трой­о­на). Близ­ки Б. ш. пей­за­жи К. Ко­ро и по­этич. кре­сть­ян­ский жанр Ж. Ф. Мил­ле. Во 2-й пол. 19 в. Б. ш. пре­вра­ти­лась уже в ин­тер­на­цио­наль­ную сти­ли­стич. тен­ден­цию, в рус­ле ко­то­рой ра­бо­та­ли гол­лан­дец Я. Йон­гкинд, венг. жи­во­пи­сец М. Мун­ка­чи, рум. ху­дож­ник Н. Гри­го­ре­ску, рус. мас­те­ра – А. П. Бо­го­лю­бов, И. П. По­хи­то­нов, А. К. Сав­ра­сов и Ф. А. Ва­силь­ев. Пле­нэр­ная на­тур­ность ком­по­зи­ций Б. ш. и их со­сре­до­то­чен­ный ли­ризм яви­лись не­об­хо­ди­мы­ми пред­по­сыл­ка­ми как им­прес­сио­низ­ма, так и трак­тов­ки об­ра­зов при­ро­ды в жи­во­пи­си сим­во­лиз­ма.

Лит.: Явор­ская Н. В. Пей­заж Бар­би­зон­ской шко­лы. М., 1962; Marumo C. Barbizon et les paysagistes du XIX-e [siècle]. P., 1975; ­Adams S. The Barbizon school and the origins of impressionism. L., 1994.

Вернуться к началу