БАРБИЗО́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРБИЗО́НСКАЯ ШКО́ЛА, группа франц. художников 1830–60-х гг. Получила название от дер. Барбизон, поскольку с ней и прилегающим лесом Фонтенбло было связано творчество её мастеров. Развивая традиции голл. пейзажа 17 в., опыт англ. пейзажистов 19 в. (Дж. Констеб, Р. Бонингтон) и мастеров франц. романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), художники Б. ш. внесли выдающийся вклад в развитие пейзажной живописи. Много работая на натуре, в условиях пленэра, они уделяли особое внимание световоздушной среде, фиксируя её меняющиеся состояния и при этом разрабатывая подчёркнуто простые мотивы сельской природы. Красочная гамма этих пейзажей строилась на тщательном подборе тональных валёров, смягчающих слишком резкие цветовые контрасты. Во мн. картинах старшего поколения барбизонцев (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз) ещё проступает структура классицистско-романтич. пейзажа с достаточно чётким делением на ближний и дальний планы и патетич. эффектами освещения. Со временем это героич. начало всё заметнее уступает место спокойному лирич. созерцанию, при котором натура обретает тихую задушевность, а атмосфера наделяется ещё большим тональным единством. Эти черты усиливаются в искусстве младшего поколения барбизонцев (самым значительным из них был Ш. Ф. Добиньи).
Иногда мастера Б. ш. включали в свои пейзажи жанровые и анималистич. мотивы (последние особенно характерны для К. Тройона). Близки Б. ш. пейзажи К. Коро и поэтич. крестьянский жанр Ж. Ф. Милле. Во 2-й пол. 19 в. Б. ш. превратилась уже в интернациональную стилистич. тенденцию, в русле которой работали голландец Я. Йонгкинд, венг. живописец М. Мункачи, рум. художник Н. Григореску, рус. мастера – А. П. Боголюбов, И. П. Похитонов, А. К. Саврасов и Ф. А. Васильев. Пленэрная натурность композиций Б. ш. и их сосредоточенный лиризм явились необходимыми предпосылками как импрессионизма, так и трактовки образов природы в живописи символизма.