ЖЕРИКО́ ТЕОДОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕРИКО́ (Géricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26.9.1791, Руан – 26.1.1824, Париж), франц. живописец, график, скульптор. Учился в Имп. лицее в Париже (1806–08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810–11 у П. Н. Герена. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса), испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Динамика и патетика ранних работ Ж. («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной; добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I; тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии, изучая творчество мастеров Возрождения. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Главной картиной Ж. стало гигантское (ок. 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Ж. избрал кульминац. момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус; всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. В процессе работы Ж. стремился к документальной точности: он разыскал очевидцев события, заказал плотнику точную копию плота, делал в морге зарисовки трупов. Конкретное событие трактовано Ж. как эпич. трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии; эстетизация дисгармоничного и отталкивающего, интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтич. живописи. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством; Ж. экспонировал её в Лондоне. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Среди портретов Ж. – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (ок. 1822), поражающая психологич. глубиной. Среди последних картин Ж. – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега, и «Печь для обжига извести» (1821–22; обе – Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», ок. 1815–16, Музей изящных искусств, Руан).
Жизнь Ж. рано оборвалась (умер после падения с лошади), однако его творчество сыграло значит. роль в утверждении романтизма во франц. живописи, оказав влияние на творчество Э. Делакруа и искусство художников-реалистов (Г. Курбе).