ВЕРНЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРНЕ́ (Vernet), семья франц. живописцев. Клод Жозеф (14.8.1714, Авиньон – 3.12.1789, Париж), учился у своего отца Антуана В. (1689–1752 или 1753), Ф. Сована и др. Во время пребывания в Италии (1734–53) писал идеальные пейзажи в традициях К. Лоррена, рим. виды и отмеченные барочной динамикой ландшафты в духе С. Розы. В Париже по заказу двора выполнил серию из 15 картин «Порты Франции» (1753–63, Лувр, Париж), сочетающую документальность ведуты с идеализацией классич. пейзажа, рокайльную декоративность с натурными впечатлениями. В своих маринах варьировал одни и те же мотивы (береговые виды с руинами, бури, кораблекрушения, эффекты освещения), эволюционируя от рококо к предромантизму. Оказал значит. влияние на развитие романтич. пейзажа. Карл (Антуан Шарль Орас) (14.8.1758, Бордо – 27.11.1836, Париж), учился у своего отца (Клода Жозефа В.) и Н. Б. Леписье. Придворный художник Наполеона I, писал помпезные картины на историч., батальные и охотничьи сюжеты в стиле ампир («Битва при Маренго», 1806, Нац. музей Версаля и Трианонов; «Наполеон на охоте в Компьенском лесу», 1811, Эрмитаж, С.-Петербург), прославился мастерскими изображениями лошадей. Автор ряда карикатур на моды и манеры времён Директории. Эмиль Жан Орас (30.6.1789, Париж – 17.1.1863, там же), учился у своего отца (Карла В.), Ф. А. Венсана и др. Писал картины на историч., батальные и бытовые темы, портреты; работал как монументалист и график. Директор Франц. академии в Риме (1829–35). В 1830-е гг. посетил Алжир, став одним из основоположников ориентализма во франц. живописи. Крупнейший представитель салонного романтизма, облекал занимательные сюжеты в патетич. многофигурные композиции, виртуозно владея академич. рисунком и натуралистич. гладкописью («Апофеоз Наполеона», собрание Уоллес, Лондон; «Мамелюк», 1830-е гг., ГМИИ). Выполняя дипломатич. миссию в России (1836 и 1842–43), создал ряд картин для Николая I («Царскосельская карусель», 1842, Дворец-музей, г. Пушкин; «Взятие русскими войсками предместья Варшавы», 1849, Эрмитаж).