Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ЗА САЛЬВАТОР

Авторы: Н. В. Проказина
С. Роза. «Размышляющий Демокрит». Ок. 1650. Художественный музей (Копенгаген).

РО́ЗА (Rosa) Саль­ва­тор (Саль­ва­то­ре) (июнь или июль 1615, Аре­нел­ла, близ Не­апо­ля – 15.3.1673, Рим), итал. жи­во­пи­сец, гра­фик. Учил­ся в Не­апо­ле, ис­пы­тал влия­ние Х. де Ри­бе­ры. В 1635 пе­ре­ехал в Рим. Ра­бо­тал в жан­ре пей­за­жа, об­ра­ща­ясь к мо­ти­вам П. Бри­ля, Б. Брен­бер­га, К. Лор­ре­на. Иде­аль­ный пей­заж по­след­не­го Р. обо­га­тил цве­то­вы­ми и про­стран­ст­вен­ны­ми ню­ан­са­ми («Пей­заж с мос­том», 1645–49, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция), ус­лож­нил его ком­по­зиц. рит­мы, ку­лис­ные по­строе­ния и па­но­ра­мы до­пол­нил ска­ла­ми и го­ра­ми («При­бреж­ный пей­заж с баш­ней», 1645–49, Па­лац­цо Пит­ти). В 1640–49 ра­бо­тал во Фло­рен­ции по при­гла­ше­нию гер­цо­га Дж. К. Ме­ди­чи, в кол­лек­ции ко­то­ро­го по­зна­ко­мил­ся с ра­бо­та­ми сев. мас­те­ров, с гра­вю­ра­ми Ж. Кал­ло. Вер­нув­шись в Рим, пи­сал кар­ти­ны боль­шо­го раз­ме­ра, пе­ре­ос­мыс­ли­вая за­да­чи Н. Пус­се­на («Одис­сей и На­взи­кая», 1663–64, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и об­ра­ща­ясь к иск-ву Ка­ра­вад­жо («Ал­ле­го­рия Фор­ту­ны», 1659, Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­же­лес). Ин­те­рес Р. к слож­ным сю­же­там («Тень Са­му­эля яв­ля­ет­ся Сау­лу», 1668, Лувр, Па­риж, и др.) соз­дал ху­дож­ни­ку сла­ву мыс­ли­те­ля, а вклю­че­ние фан­та­стич. об­ра­зов («Хруп­кость че­ло­ве­че­ско­го бы­тия», 1656, Му­зей Фи­цу­иль­я­ма, Кем­бридж) и об­ра­ще­ние к сце­нам ша­ба­ша ведьм сде­ла­ли Р. пред­те­чей ху­дож­ни­ков ро­ман­тиз­ма. Од­на­ко оп­реде­ляю­щую роль в твор­че­ст­ве Р. иг­рал пей­заж – осо­бая сре­да, по­стро­ен­ная из мн. цве­то­вых свя­зей, пла­нов и пе­ре­хо­дов, – в трак­тов­ке ко­то­ро­го он пе­ре­да­вал не­по­сред­ст­вен­ные ощу­ще­ния от кон­так­та с при­ро­дой в ду­хе голл. жи­во­пи­си («Раз­мыш­ляю­щий Де­мок­рит», ок. 1650, Гос. ху­дож. му­зей, Ко­пен­га­ген). Ока­зал влия­ние на А. Мань­я­ско и др. пей­за­жи­стов 18–19 вв. Из­вест­ность по­лу­чи­ли гра­вю­ры Р.: его изо­бра­же­ния бан­ди­тов и сол­дат не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве стаф­фаж­а в кар­ти­нах 17–18 вв.

Лит.: С. Ро­за. Аль­бом. М., 1972; Дья­ков Л. А. С. Ро­за. М., 1992; Scott J. S. Rosa: His life and times. New Haven, 1995; S. Rosa: Bandits, wilderness and magic. (Cat.). L., 2010.

Вернуться к началу