РО́ЗА САЛЬВАТОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ЗА (Rosa) Сальватор (Сальваторе) (июнь или июль 1615, Аренелла, близ Неаполя – 15.3.1673, Рим), итал. живописец, график. Учился в Неаполе, испытал влияние Х. де Риберы. В 1635 переехал в Рим. Работал в жанре пейзажа, обращаясь к мотивам П. Бриля, Б. Бренберга, К. Лоррена. Идеальный пейзаж последнего Р. обогатил цветовыми и пространственными нюансами («Пейзаж с мостом», 1645–49, Палаццо Питти, Флоренция), усложнил его композиц. ритмы, кулисные построения и панорамы дополнил скалами и горами («Прибрежный пейзаж с башней», 1645–49, Палаццо Питти). В 1640–49 работал во Флоренции по приглашению герцога Дж. К. Медичи, в коллекции которого познакомился с работами сев. мастеров, с гравюрами Ж. Калло. Вернувшись в Рим, писал картины большого размера, переосмысливая задачи Н. Пуссена («Одиссей и Навзикая», 1663–64, Эрмитаж, С.-Петербург) и обращаясь к иск-ву Караваджо («Аллегория Фортуны», 1659, Музей П. Гетти, Лос-Анджелес). Интерес Р. к сложным сюжетам («Тень Самуэля является Саулу», 1668, Лувр, Париж, и др.) создал художнику славу мыслителя, а включение фантастич. образов («Хрупкость человеческого бытия», 1656, Музей Фицуильяма, Кембридж) и обращение к сценам шабаша ведьм сделали Р. предтечей художников романтизма. Однако определяющую роль в творчестве Р. играл пейзаж – особая среда, построенная из мн. цветовых связей, планов и переходов, – в трактовке которого он передавал непосредственные ощущения от контакта с природой в духе голл. живописи («Размышляющий Демокрит», ок. 1650, Гос. худож. музей, Копенгаген). Оказал влияние на А. Маньяско и др. пейзажистов 18–19 вв. Известность получили гравюры Р.: его изображения бандитов и солдат нередко использовались в качестве стаффажа в картинах 17–18 вв.