
КАЛЛО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЛО́ (Callot) Жак (между 25.3 и 21.8.1592, Нанси – 24 или 25.3.1635, там же), франц. гравёр и рисовальщик. Родился в семье герольда герцога Лотарингского. Учился в Нанси, вначале у парижского гравёра К. Анрие, с 1607 – у золотых дел мастера Д. Крока, благодаря чему у него развилась склонность к тщательному выполнению детали, к проработке мельчайших нюансов. В 1608 К. отправился в Рим и изучал там иск-во резцовой гравюры в мастерской Ф. Томассена, а в 1611 переехал во Флоренцию, где сотрудничал с А. Темпестой, обучившим К. технике офорта. Томассен и Темпеста придерживались стилистики позднего маньеризма, влияние которого сказалось и в первых работах К. Несколькими годами позднее К., наряду с гравёром Р. Кантагаллиной и арх. Дж. Париджи, стал одним из гл. оформителей праздников и представлений при дворе герцогов Медичи. Вследствие этого театральная тематика заняла важное место в его гравюрах, отразивших пышные церемонии, спектакли ведущих театров и импровизированные площадные представления комедии дель арте (серии гравюр «Война любви» и «Война красоты», обе 1616; отд. листы серии «Каприччи», 1617; «Интермедии», 1617; «Сулейман», 1619–20; «Три Панталоне», 1618–20, и др.).
Во Флоренции сформировалась индивидуальная манера мастера, в это время он изобрёл новую разновидность офорта, точно отвечавшую его худож. целям, – т. н. технику твёрдого лака (vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617. Её особенность заключается в том, что медная доска покрывается не мягким лаком, как прежде, а твёрдым, которым пользовались флорентийские столяры и мебельщики. Вследствие этого линия после травления получалась чёткой и ясной; появлялась возможность наносить тончайшие штрихи, прорисовывать мельчайшие детали. Помимо этого, К. начал активно использовать т. н. многоступенчатое травление – повторное наложение грунта для получения перспективного эффекта с постепенной градацией пространственных планов. Эти технич. усовершенствования давали возможность запечатлеть сколь угодно мелкие детали и вписать их в единую систему панорамных планов, благодаря чему возникли проникнутые поэзией реальности «Итальянские пейзажи» (1618), «Ярмарка в Импрунете» (1619–20), «Большая охота» (1619).
После смерти покровительствовавшего К. герцога Козимо II Медичи в 1621 мастер возвратился в Нанси, где стал придворным художником герцога Лотарингского Карла IV и оставался там до конца жизни (не считая поездки в Голландию в 1627 по приглашению правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и пребывания в Париже в 1629–30). В Нанси К. продолжал работать над мн. гравюрами и рисунками, созданными ещё в Италии (2-й вариант «Ярмарки в Импрунете», 1622–23; серии «Varie figure», 1617, 1621; «Каприччи», 1617, 1622, и др.). Однако в это время больше внимания К. уделял религ. сюжетам («Малые Страсти», 1624; «Вечерняя молитва», 1628; «Мученичество св. Себастьяна», 1631). В связи с событиями Тридцатилетней войны в его творчестве возникает воен. тема («Осада Бреды», 1627; «Осада Ла Рошели», 1629; «Осада острова Ре», 1629; «Бедствия войны», 1633). В своих поздних работах К. с одинаковым совершенством воплощал как сцены, полные гротеска и фантазии («Балли ди Сфессания», 1622; «Искушение св. Антония», 1634–35), так и реалистич. сюжеты, связанные с войной. Благодаря объединению разл. масштабов, совершенству мельчайших деталей и воздушной перспективе в работах К. микрокосм и макрокосм оказываются сопоставлены в пределах небольшого листа бумаги: далёкие панорамы пейзажей и гор. площадей оживляются многочисл. фигурками людей, в трактовке которых виртуозный рисунок, нередко гротескного свойства, сочетается с острой наблюдательностью.
Всего мастером было создано св. 1500 гравюр. Большинство гравированных досок сохранились и находятся в Музее Лотарингии (Нанси). Учениками К. были А. Босс и Ф. Коллиньон, количество его последователей и подражателей исчисляется десятками. Творчество К. уже при его жизни было высоко оценено знатоками и коллегами по цеху. Спрос на работы мастера спровоцировал ещё в 17 в. появление множества копий и вариаций, а посмертные издания оттисков с оригинальных досок осуществлялись вплоть до 19 в. Офорты К. коллекционировал Рембрандт. Первые очерки о жизни К. были прижизненными, его произведениями вдохновлялись писатели Э. Т. А. Гофман и Ш. Бодлер, композитор Г. Малер, скульптор А. Джакометти.