ПУССЕ́Н НИКОЛÁ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУССЕ́Н (Poussin) Николá (июнь 1594, Лез-Андели, Нормандия – 19.11.1665, Рим), франц. живописец и график. Крупнейший представитель классицизма 17 в. Учился у Н. Жувене в Руане; самостоятельно изучал античное иск-во, также произведения Рафаэля, Тициана, мастеров болонской школы; занимался перспективой, анатомией и математикой. С 1612 обучался в Париже в мастерских Ж. Лаллемана, затем Ф. ван Элле. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, исполненные для итал. поэта Дж. Марино (бистр, перо, ок. 1622–24, Королевская б-ка, Виндзор). С 1623 жил в Италии, вначале в Венеции, с весны 1624 в Риме. Важную роль в формировании П. как художника-философа и эрудита сыграл знаток античности К. даль Поццо. По заказу Ватикана П. исполнил алтарный образ для собора Св. Петра – «Мученичество св. Эразма» (1628–29, Ватиканская пинакотека). В творчестве П. 1-го римского периода (1624–40) преобладают просветлённо-поэтичные картины на мифологич. и лит. темы, воспевающие поэтич. вдохновение, гармонию природы и человека; они отмечены особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы, – «Нарцисс и Эхо» (ок. 1625–27, Лувр, Париж), «Ринальдо и Армида» (1625–26 или 1-я пол. 1630-х гг., ГМИИ), «Танкред и Эрминия» (ок. 1630, Эрмитаж, С.-Петербург), «Спящая Венера» (ок. 1630), «Царство Флоры» (ок. 1631–1632, обе – Дрезденская КГ). П. стремился выявить нравственные стимулы действия своих героев в драматич. обстоятельствах, что предвосхитило суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», ок. 1628, Ин-т искусств, Миннеаполис). В полотнах П. с сер. 1630-х гг. развёрнутое повествование напоминает сцену из классич. трагедии с большим количеством персонажей («Похищение сабинянок», ок. 1635; «Израильтяне, собирающие манну», ок. 1637–39, оба – Лувр, и др.). Особой известностью пользовалась серия «Вакханалий», исполненных в сер. 1630-х гг. для кардинала А. Ж. дю Плесси де Ришельё («Вакханалия», 1636, Нац. галерея, Лондон, и др.).
В 1640–42 работал в Париже, где Людовик XIII назначил его руководителем всех худож. работ в королевских дворцах (прежде всего в Большой галерее Лувра); П. исполнил также серию аллегорич. картин для кабинета кардинала Ришельё («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», ок. 1641–42, Худож. музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ вынуждают П. вернуться в Рим, не закончив исполнение заказов. В работах П. 2-го римского периода усиливается этико-филос. пафос [«Великодушие Сципиона» (сер. 1640-х гг., ГМИИ), «Моисей, иссекающий воду из скалы» (ок. 1648, Эрмитаж), «Аркадские пастухи» («Et in Arcadia ego», ок. 1650, Лувр), «Отдых на пути в Египет» (ок. 1658, Эрмитаж)], однако нередко в его образных решениях начинают преобладать холодная рассудочность и нормативность. Обращаясь к античным, библейским и евангельским сюжетам, П. строго отбирает худож. средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Развивая принципы идеального эпического пейзажа, он представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; введение в пейзаж мифологич. персонажей, как бы олицетворяющих разл. стихии, призвано раскрыть смысл истории человечества («Пейзаж с Полифемом», ок. 1649, Эрмитаж; «Орион», ок. 1650–1655, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Используя мифологич. и евангельские сюжеты, П. выражает (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира («Св. Иоанн на Патмосе», ок. 1644–45, Ин-т искусств, Чикаго). Особенно значителен цикл из 4 картин «Времена года» (ок. 1660–65, Лувр), в котором путь человечества выявлен через судьбы библейских героев. В завершающем эту серию полотне «Зима» («Потоп») размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство художника-творца проникнут автопортрет П. (1650, Лувр). Классицистич. кредо П. выражено и в его мыслях об иск-ве (напр., в связанном с муз. эстетикой 16 в. учении о «модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность худож. произведений).