Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУССЕ́Н НИКОЛÁ

Н. Пуссен. «Царство Флоры». Ок. 1631–32. Дрезденская картинная галерея.

ПУССЕ́Н (Poussin) Ни­ко­лá (июнь 1594, Лез-Ан­де­ли, Нор­ман­дия – 19.11.1665, Рим), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель клас­си­циз­ма 17 в. Учил­ся у Н. Жу­ве­не в Руа­не; са­мо­стоя­тель­но изу­чал ан­тич­ное иск-во, так­же про­из­ве­де­ния Ра­фа­эля, Ти­циа­на, мас­те­ров бо­лон­ской шко­лы; за­ни­мал­ся пер­спек­ти­вой, ана­то­ми­ей и ма­те­ма­ти­кой. С 1612 обу­чал­ся в Па­ри­же в мас­тер­ских Ж. Лал­ле­ма­на, за­тем Ф. ван Эл­ле. Из ран­них ра­бот П. дос­то­вер­ны лишь ри­сун­ки на сю­же­ты из «Ме­та­мор­фоз» Ови­дия, ис­пол­нен­ные для итал. по­эта Дж. Ма­ри­но (бистр, пе­ро, ок. 1622–24, Ко­ро­лев­ская б-ка, Винд­зор). С 1623 жил в Ита­лии, вна­ча­ле в Ве­не­ции, с вес­ны 1624 в Ри­ме. Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии П. как ху­дож­ни­ка-фи­ло­со­фа и эру­ди­та сыг­рал зна­ток ан­тич­но­сти К. даль Поц­цо. По за­ка­зу Ва­ти­ка­на П. ис­пол­нил ал­тар­ный об­раз для со­бо­ра Св. Пет­ра – «Му­че­ни­че­ст­во св. Эраз­ма» (1628–29, Ва­ти­кан­ская пи­на­ко­те­ка). В твор­че­ст­ве П. 1-го рим­ско­го пе­рио­да (1624–40) пре­обла­да­ют про­свет­лён­но-по­этич­ные кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. и лит. те­мы, вос­певаю­щие по­этич. вдох­но­ве­ние, гар­мо­нию при­ро­ды и че­ло­ве­ка; они от­ме­че­ны осо­бой ак­тив­но­стью цве­то­во­го строя, близ­ко­го тра­ди­ци­ям ве­не­ци­ан­ской шко­лы, – «Нар­цисс и Эхо» (ок. 1625–27, Лувр, Па­риж), «Ри­наль­до и Ар­ми­да» (1625–26 или 1-я пол. 1630-х гг., ГМИИ), «Тан­кред и Эр­ми­ния» (ок. 1630, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Спя­щая Ве­не­ра» (ок. 1630), «Цар­ст­во Фло­ры» (ок. 1631–1632, обе – Дрез­ден­ская КГ). П. стре­мил­ся вы­явить нрав­ст­вен­ные сти­му­лы дей­ст­вия сво­их ге­ро­ев в дра­матич. об­стоя­тель­ст­вах, что пред­вос­хи­ти­ло су­ро­вую гра­ж­дан­ст­вен­ность позд­не­го клас­си­циз­ма («Смерть Гер­ма­ни­ка», ок. 1628, Ин-т ис­кусств, Мин­неа­по­лис). В по­лот­нах П. с сер. 1630-х гг. раз­вёр­ну­тое по­ве­ст­во­ва­ние на­по­ми­на­ет сце­ну из клас­сич. тра­ге­дии с боль­шим ко­ли­чест­вом пер­со­на­жей («По­хи­ще­ние са­би­ня­нок», ок. 1635; «Из­ра­иль­тя­не, со­би­раю­щие ман­ну», ок. 1637–39, оба – Лувр, и др.). Осо­бой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась се­рия «Вак­ха­на­лий», ис­пол­нен­ных в сер. 1630-х гг. для кар­ди­на­ла А. Ж. дю Плес­си де Ри­ше­льё («Вак­ха­на­лия», 1636, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.).

Н. Пуссен. «Зима» («Потоп»). Ок. 1660–65. Лувр (Париж).

В 1640–42 ра­бо­тал в Па­ри­же, где Лю­до­вик XIII на­зна­чил его ру­ко­во­ди­те­лем всех ху­дож. ра­бот в ко­ро­лев­ских двор­цах (пре­ж­де все­го в Боль­шой га­ле­рее Лув­ра); П. ис­пол­нил так­же се­рию ал­лего­рич. кар­тин для ка­би­не­та кар­ди­на­ла Ри­ше­льё («Вре­мя спа­са­ет Ис­ти­ну от по­ся­га­тельств За­вис­ти и Раз­до­ра», ок. 1641–42, Ху­дож. му­зей, Лилль). Ин­три­ги при­двор­ных ху­дож­ни­ков во гла­ве с С. Вуэ вы­ну­ж­да­ют П. вер­нуть­ся в Рим, не за­кон­чив ис­пол­не­ние за­ка­зов. В ра­бо­тах П. 2-го рим­ско­го пе­рио­да уси­ли­ва­ет­ся эти­ко-фи­лос. па­фос [«Ве­ли­ко­ду­шие Сци­пио­на» (сер. 1640-х гг., ГМИИ), «Мои­сей, ис­се­каю­щий во­ду из ска­лы» (ок. 1648, Эр­ми­таж), «Ар­кад­ские пас­ту­хи» («Et in Arcadia ego», ок. 1650, Лувр), «От­дых на пу­ти в Еги­пет» (ок. 1658, Эр­ми­таж)], од­на­ко не­ред­ко в его об­раз­ных ре­ше­ни­ях на­чи­на­ют пре­об­ла­дать хо­лод­ная рас­су­доч­ность и нор­ма­тив­ность. Об­ра­ща­ясь к ан­тич­ным, биб­лей­ским и еван­гель­ским сю­же­там, П. стро­го от­би­ра­ет ху­дож. сред­ст­ва для убе­ди­тель­но­го вы­яв­ле­ния мо­раль­но­го смыс­ла той или иной си­туа­ции. Раз­ви­вая прин­ци­пы иде­аль­но­го эпи­чес­ко­го пей­за­жа, он пред­став­ля­ет при­ро­ду во­пло­ще­ни­ем со­вер­шен­ст­ва и це­ле­со­об­раз­но­сти; вве­де­ние в пей­заж ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей, как бы оли­це­тво­ряю­щих разл. сти­хии, при­зва­но рас­крыть смысл ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва («Пей­заж с По­ли­фе­мом», ок. 1649, Эр­ми­таж; «Ори­он», ок. 1650–1655, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и др.). Ис­поль­зуя ми­фо­ло­гич. и еван­гель­ские сю­же­ты, П. вы­ра­жа­ет (в ду­хе стои­циз­ма) мысль о выс­шей не­об­ходи­мо­сти или судь­бе как на­ча­ле, ре­гу­ли­рую­щем взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и ок­ру­жаю­ще­го ми­ра («Св. Ио­анн на Пат­мо­се», ок. 1644–45, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го). Осо­бен­но зна­чи­те­лен цикл из 4 кар­тин «Вре­ме­на го­да» (ок. 1660–65, Лувр), в ко­то­ром путь че­ло­ве­че­ст­ва вы­яв­лен че­рез судь­бы биб­лей­ских ге­ро­ев. В за­вер­шаю­щем эту се­рию по­лот­не «Зи­ма» («По­топ») раз­мыш­ле­ние о брен­но­сти жиз­ни под­ня­то на вы­со­ту об­ще­че­ло­ве­че­ской тра­ге­дии. Стои­че­ским спо­кой­ст­ви­ем, ве­рой в вы­со­кое дос­то­ин­ст­во ху­дож­ни­ка-твор­ца про­ник­нут ав­то­порт­рет П. (1650, Лувр). Клас­си­ци­стич. кре­до П. вы­ра­же­но и в его мыс­лях об иск-ве (напр., в свя­зан­ном с муз. эс­те­ти­кой 16 в. уче­нии о «мо­ду­сах», оп­ре­де­ляю­щих струк­ту­ру и эмо­цио­наль­ную на­прав­лен­ность ху­дож. про­из­ве­де­ний).

Соч.: Пись­ма. М.; Л., 1939; Lettres et propos sur l’art / Éd A. Blunt. P., 1989.

Лит.: N. Poussin. (Cat.). P., 1960. Vol. 1–2; Н. Пус­сен / Сост. Н. Я. Нер­се­сов. М., 1961; Friedlaender W. N. Poussin. N. Y., 1966; Badt K. Die Kunst des N. Poussin. Köln, 1969. Bd 1–2; Wild D. N. Poussin. Z., 1980. Bd 1–2; Wright C. Poussin paintings: a catalogue raisonné. N. Y., 1985; Зо­ло­тов Ю. К. Пус­сен. М., 1988; Thuillier J. N. Poussin. P., 1994; Blunt A. N. Poussin. L., 1995.

Вернуться к началу