Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛО́НСКАЯ ШКО́ЛА

Доменикино. «Охота Дианы». Ок. 1620. Галерея Боргезе (Рим).

БОЛО́НСКАЯ ШКО́ЛА, ре­гио­наль­ная итал. шко­ла жи­во­пи­си. Уже в сред­ние ве­ка Бо­ло­нья бы­ла зна­чит. ху­дож. цен­тром (в осо­бен­но­сти с 13 в., ко­гда, в свя­зи с ос­но­ва­ни­ем уни­вер­си­те­та, тут сфор­ми­ро­ва­лась круп­ней­шая в Ита­лии шко­ла книж­ной ми­ниа­тю­ры). В пе­ри­од кват­ро­чен­то в го­ро­де, под па­тро­на­жем пра­ви­те­лей из ро­да Бен­ти­во­льо, ра­бо­та­ли та­кие вид­ные мас­те­ра, как А. Ас­пер­ти­ни, Л. Кос­та и Ф. Фран­ча. Од­на­ко важ­ней­шим эта­пом для ме­ст­но­го иск-ва стал кон. 16 в. Ок. 1585 бр. Аго­сти­но и Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи от­кры­ли в Болонье на ба­зе сво­ей мас­тер­ской «Ака­де­мию всту­пив­ших на пра­виль­ный путь» («Acca­demia degli Incamminati»), в ко­то­рой впер­вые сло­жи­лись док­три­ны ев­роп. ака­де­миз­ма и фор­мы дея­тель­но­сти бу­ду­щих ху­дож. ака­де­мий. Идеа­ли­зи­ро­ван­но-па­те­ти­че­ское иск-во бр. Кар­рач­чи ста­ло при­ме­ром для др. круп­ных ху­дож­ни­ков (в т. ч. Гвер­чи­но, До­ме­ни­ки­но, Г. Ре­ни), ко­то­рые, опи­ра­ясь на внеш­не вос­при­нятые ху­дож. приё­мы мас­те­ров Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, вы­пол­ня­ли эф­фект­ные де­ко­ра­тив­ные ком­по­зи­ции на ре­лиг. и ми­фо­ло­гич. те­мы, мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си, раз­ра­ба­ты­ва­ли тип ал­тар­ной кар­ти­ны, по­вли­яв­ший на жи­во­пись ба­рок­ко. В 17 в. «жи­во­пись бо­лон­цев» при­об­ре­та­ет об­ще­ев­роп. зна­че­ние. Кри­зис ба­рок­ко в 18 в. по­влёк за со­бой и упа­док Б. ш. (един­ст­вен­ным вы­даю­щим­ся её мас­те­ром это­го вре­ме­ни был Дж. Крес­пи). В 18 – нач. 19 вв. жи­во­пись Б. ш. ко­пи­ру­ет­ся в ху­дож. ака­де­ми­ях, в т. ч. в Рос­сии.

Лит.: Filippini F., Zucchini G.  Miniatori e pittori a Bologna. Documenti dei secoli XIII e XIV. Firenze, 1947; idem. Miniatori e pittori a Bologna. Documenti dei secolo XV. Roma, 1968; Roli R.  Pittura bolognese, 1650–1800. Bologna, 1977.

Вернуться к началу