КРЕ́СПИ ДЖУЗЕППЕ МАРИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́СПИ (Crespi; прозвище – Испанец, Lo Spagnolo, Lo Spagnuolo) Джузеппе Мария (14.3.1665, Болонья – 25.3.1747, там же), итал. живописец, рисовальщик, гравёр. Учился в Болонье у Д. М. Канути, К. Чиньяни, Дж. А. Буррини; копировал произведения бр. Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино, что определило характер его ранней живописной манеры. В 1680-е гг. познакомился с творчеством Тициана и Корреджо; изучал также офорты Рембрандта. Работал в Болонье, Венеции, Парме, Модене, Пистое, Флоренции.
Будучи представителем поздней болонской школы, К. долгое время считался подражателем бр. Карраччи. Как разносторонний художник К. открыт только в 20 в., тогда же были отмечены индивидуальные особенности его почти импрессионистич. манеры с трепетными быстрыми ударами кисти, обилием белых бликов; общая серебристая тональность палитры, свобода в интерпретации темы, лирич. настроение образов. Эти черты отличают иск-во К. от академич. традиции, предвещая венецианскую живопись 18 в.; его стиль отмечает переход от зрелого барокко к рококо.
В ранних фресках плафона болонского Палаццо Пеполи (1691–92) на тему «Времена года» персонажи К. жизненны и почти гротескны, вопреки барочным канонам изображения античной аллегории. Об отступлении от традиционно возвышенного толкования мифа свидетельствуют также полотна «Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрельбе из лука», «Эней, Сивилла и Харон» (ок. 1700, оба – Худож.-историч. музей, Вена) и «вакханалии» К. [«Нимфы, обезоруживающие амуров», Нац. галерея искусства (Вашингтон) и ГМИИ]. В нач. 1700-х гг. К. обращается к сюжетам из крестьянской жизни, иногда с оттенком пасторали, но чаще реалистически достоверным («Женщина, ищущая блох», «Прачка», обе – Эрмитаж, С.-Петербург); в некоторых картинах («Сцена в погребе», там же) заметен новый для К. караваджистский приём резкого ночного освещения, который подчёркивает пластику фигур.
Во Флоренции, работая при дворе герцогов Медичи (1700–08), К. исполнил ряд произведений, которые можно отнести к высшим достижениям бытовой живописи 18 в. В передаче многолюдных сцен («Ярмарка в Поджо-а-Кайано», ок. 1708, галерея Уффици, Флоренция) сказалось знакомство К. с графикой Ж. Калло и иск-вом бамбоччанти. В религ. живописи К. после 1700 появляется бóльшая строгость и убедительность («Св. Семейство», ГМИИ; «Св. Иоанн Непомук исповедует королеву Богемии», галерея Сабауда, Турин). Самым значит. творением К. явилась серия «Семь таинств» (ок. 1712, КГ, Дрезден): резкое освещение и тёплый колорит вносят в рассказ о каждом таинстве свою эмоциональную ноту.
Портреты К., отмеченные острым психологизмом, отражают влияние Рембрандта (в т. ч. в автопортретах – 1708, галерея Уффици; ок. 1710, Нац. пинакотека, Болонья; ок. 1710, Эрмитаж; 1710, галерея Брера, Милан). Поздние натюрморты К. представляют натуру пластически выразительно, с элементами «обманки» (trompe l’oeil) – «Натюрморт с книжными полками» («Две библиотеки»; ок. 1725, Гор. муз.-библиографич. музей, Болонья) и др. Творч. поиски К. получили развитие в иск-ве Италии 18–19 вв., вплоть до веризма. Среди его последователей – Дж. Б. Пьяццетта и П. Лонги. К. – отец живописцев Луиджи (1708–79), Фердинандо (1709–54) и Антонио Либорио (1712–81) Креспи.