КАРРА́ЧЧИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРРА́ЧЧИ (Carracci), итал. живописцы, братья. Представители болонской школы и переходного от Возрождения к барокко стиля; стояли у истоков академизма в европ. живописи 17 века.
Лодовико (крещён 19.4.1555, Болонья – 13 или 14.11.1619, там же), старший из братьев, глава (совм. с Агостино К.) семейной мастерской, один из инициаторов создания в Болонье «Академии вступивших на правильный путь» («Accademia degli Incamminati»; ок. 1582–1585). Учился в Болонье (ок. 1575–80) у представителей маньеризма П. Фонтаны, Д. Пассиньяно и К. Прокаччини. Большое влияние на формирование худож. языка Лодовико оказали монументальная живопись и алтарные картины Корреджо и П. Веронезе, изысканный колорит живописи и графика Ф. Пармиджанино. Прославился алтарными картинами, в которых эмоциональная выразительность и нежная чувственность образов сочетаются с историзмом деталей, а яркий декоративный колорит – с точностью рисунка и драматич. контрастами света и тени («Благовещение», ок. 1584; «Обращение Савла», 1587–88; «Мадонна Барджеллини», 1588; «Проповедь Иоанна Крестителя», ок. 1592; «Преображение», ок. 1595–97, все – Нац. пинакотека, Болонья). К совместным работам Лодовико и его братьев относятся росписи Палаццо Фава (1583–84) и Палаццо Маньяни-Салем (1592) в Болонье.
Агостино (15.8.1557, Болонья – 22.3.1602, Парма), двоюродный брат Лодовико, один из организаторов и теоретиков «Академии вступивших на правильный путь». Учился в мастерской золотых дел мастера, у художников Б. Пассеротти, П. Фонтаны, у гравёра Д. Тибальди. Совм. с Лодовико возглавлял семейную мастерскую до отъезда в Рим в 1595. Сыграл важную роль в формировании академич. системы проф. образования, основу которого составляли рисование с натуры, историч. ретроспективизм, эклектич. подражание античности и достижениям ведущих мастеров Возрождения, особенно Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. Автор алтарных картин и монументальных росписей, в которых чёткая выверенность композиции и совершенство рисунка, выявляющие объёмно-пространственную структуру, сочетаются со сдержанным, построенным на сближенных холодных тонах колоритом («Причастие св. Иеронима»; «Вознесение Богоматери», обе – 1590-е гг., Нац. пинакотека, Болонья). Совм. с Аннибале К. принимал участие в росписи парадной галереи в Палаццо Фарнезе (1598–1599) в Риме, расписал Палаццо дель-Джардино (1600–02) в Парме.
Аннибале (крещён 3.11.1560, Болонья – 15.7.1609, Рим), младший брат Агостино, двоюродный брат и ученик Лодовико, наиболее талантливый и известный из братьев К. Испытал влияние Корреджо и Ф. Пармиджанино, рим. произведений Рафаэля и Микеланджело. Начинал работать в Болонье, выполняя заказы совм. с братьями. С 1595 жил в Риме, где вместе с Агостино расписывал парадную галерею Палаццо Фарнезе (1598–1604), работу над которой завершал самостоятельно после отъезда Агостино в Парму. В росписях галереи (темы которых восходят к интерпретации «Метаморфоз» Овидия, предложенной кардиналом Агукки, покровителем братьев К.) впервые были продемонстрированы возможности нового декоративного стиля, в котором внимательное изучение античности и достижений рим. ренессансной монументальной живописи, особенно Рафаэля и его школы, сочетается с барочной изощрённостью в использовании иллюзионистич. приёмов, разнообразием ракурсов и смелостью пространственных решений. Единство ансамбля росписи достигается за счёт продуманной композиции и точного структурного рисунка, прозрачного лёгкого колорита. Искусство Аннибале сыграло важную роль в сложении языка религ. живописи барокко, основанной на требованиях достоверности, возвышенности и историзма, предъявляемых контрреформационной Церковью к искусству («Вознесение Марии», 1592, Нац. пинакотека, Болонья). Он оказал влияние на формирование исторического и мифологического («Туалет Венеры», 1598–1599, Нац. пинакотека, Болонья; «Венера и Адонис», ок. 1595, Худож.-историч. музей, Вена) жанров. Является создателем идеального классицистич. пейзажа, в котором натурные наблюдения подвергаются коррекции в соответствии с идеальными представлениями о красоте, величии и гармонии («Бегство в Египет», 1603–04, галерея Дориа-Памфили, Рим). Выразит. простонародные сценки и гротескные зарисовки Аннибале, возникшие под влиянием работавших в Риме фламандских мастеров, отражают общее для барокко стремление к точности в передаче натуры («Едок чечевицы», 1590-е гг., галерея Колонна, Рим; автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, С.-Петербург). Блестящий рисовальщик и мастер карикатуры.