Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРОНЕ́ЗЕ ПАОЛО

Авторы: И. А. Смирнова

ВЕРОНЕ́ЗЕ (Veronese; наст. фам. Каль­я­ри, Caliari) Пао­ло (1528, Ве­ро­на – 19.4.1588, Ве­не­ция), итал. жи­во­пи­сец. Сын ка­мен­щи­ка Габ­рие­ле ди Пье­ро Каль­я­ри. Учил­ся в Ве­ро­не у А. Ба­ди­ле. Творч. фор­ми­ро­ва­ние В. от­но­сит­ся к 1540-м гг., ко­гда он ра­бо­тал в Ве­ро­не и Ман­туе; уже здесь на­ча­ли скла­ды­вать­ся прин­ци­пы его жи­во­пис­ной сис­те­мы, ос­но­ван­ные на гар­мо­нии чис­тых то­нов, как бы про­ни­зан­ных све­том и объ­е­ди­нён­ных лёг­ки­ми, про­зрач­ны­ми те­ня­ми. Зна­ком­ст­во с рос­пи­ся­ми Дж. Ро­ма­но и А. Ман­те­ньи по­мог­ло В. ов­ла­деть слож­ным язы­ком эф­фект­ных ра­кур­сов, ко­то­рые он вир­ту­оз­но ис­поль­зо­вал уже в пер­вой сво­ей зна­чит. ра­бо­те – рос­пи­сях вил­лы Со­ран­ца (1551).

В 1553 ху­дож­ник был при­гла­шён в Ве­не­цию для рос­пи­си пла­фо­нов за­но­во от­де­лан­но­го за­ла Со­ве­та Де­ся­ти во Двор­це до­жей. В этих ра­бо­тах, как и в ис­пол­нен­ном им жи­во­пис­ном уб­ран­ст­ве мо­на­стыр­ской ц. Сан-Се­ба­сть­я­но (1555 – сер. 1560-х гг.), В. пред­ста­ёт уже во всём бле­ске сво­его да­ро­ва­ния: по­стро­ен­ные на боль­ших цве­то­вых пят­нах, слож­ных ра­кур­сах, его мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции пре­об­ра­жа­ют об­шир­ные по­ме­ще­ния сво­им де­ко­ра­тив­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем. Уже в сер. 1550-х гг. В. ста­но­вит­ся, на­ря­ду с Ти­циа­ном и Тин­то­рет­то, од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров ве­не­ци­ан­ской шко­лы.

Он был един­ст­вен­ным итал. ху­дож­ни­ком сво­его по­ко­ле­ния, в пол­ной ме­ре со­хра­нив­шим при­су­щую иск-ву Воз­ро­ж­де­ния це­ло­ст­ность и ра­до­ст­ное вос­при­ятие ми­ра, чув­ст­во его кра­со­ты, пол­но­ты жиз­нен­ных сил. Са­мым зна­чит. мо­ну­мен­таль­но-жи­во­пис­ным ан­самб­лем В. яв­ля­ют­ся фре­ски вил­лы Бар­ба­ро-Воль­пи в Ма­зе­ре, близ Ви­чен­цы (нач. 1560-х гг.): рос­пись стен и пла­фо­нов пре­об­ра­жа­ет ар­хи­тек­ту­ру А. Пал­ла­дио с её клас­сич. чис­то­той форм, во­вле­кая зри­те­лей в те­ат­ра­ли­зо­ван­ное зре­ли­ще, в ко­то­ром уча­ст­ву­ют чле­ны се­мьи Бар­ба­ро, ал­ле­го­рич. пер­со­на­жи и ан­тич­ные бо­ги; в ней со­еди­ня­ют­ся миф и ре­аль­ность, прав­да иск-ва и ил­лю­зия. Празд­нич­ная те­ат­ра­ли­за­ция свой­ст­вен­на и ком­по­зи­ци­ям В. на ре­лиг. и ис­то­рич. те­мы кон. 1550-х – нач. 1570-х гг.: дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на про­сце­ниу­ме, по­доб­но фри­зу, на фо­не пей­за­жа или ар­хи­тек­ту­ры; ве­ли­ко­ле­пие одежд, дос­пе­хов, вы­ра­зи­тель­ность жес­тов, де­ко­ра­тив­ность уп­ру­го­го, вол­но­об­раз­но­го рит­ма, спле­таю­ще­го во­еди­но все фи­гу­ры, при­да­ют этим кар­ти­нам ха­рак­тер празд­нич­ных три­ум­фов («Се­мей­ст­во Да­рия пе­ред Алек­сан­дром Ма­ке­дон­ским», ок. 1565–70, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; цикл ком­по­зи­ций, на­пи­сан­ный для ве­не­ци­ан­ской се­мьи Куч­чи­на, – «Ма­дон­на се­мьи Куч­чи­на», «По­кло­не­ние вол­хвов» и др., 1571–73, Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден).

П. Веронезе. «Пир в доме Левия». 1573. Галерея Академии (Венеция).

От­дель­ную ли­нию в твор­че­ст­ве В. 1560–70-х гг. пред­став­ля­ют его «Пи­ры», сце­ны еван­гель­ских тра­пез – от «Встре­чи в Эм­мау­се» до «Пи­ра в до­ме Си­мо­на-фа­ри­сея» (ок. 1570, Нац. му­зей, Вер­саль, и др.) и «Пи­ра в до­ме Ле­вия» (1573, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; пер­во­на­чаль­но – «Тай­ная ве­че­ря», на­зва­ние из­ме­не­но са­мим В. по­сле до­про­са в ин­кви­зи­ции, по­счи­тав­шей слиш­ком свет­ской трак­тов­ку те­мы). Гл. мо­ти­вом этих мо­ну­мен­таль­ных по­ло­тен, ор­га­ни­зую­щим всю ком­по­зи­цию и про­стран­ст­во дей­ст­вия, вно­ся­щим тор­же­ст­вен­ность и зре­лищ­ность, ста­но­вит­ся ар­хит. де­ко­ра­ция. Од­но из са­мых эф­фект­ных и мас­штаб­ных ре­ше­ний этой те­мы – по­лот­но «Брак в Ка­не» (1562–63, Лувр, Па­риж), на­стоя­щий апо­фе­оз ве­не­ци­ан­ско­го празд­нич­но­го ри­туа­ла, уча­ст­ни­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся св. 100 пер­со­на­жей; изо­бра­жён­ные в цен­тре Ма­рия и Хри­стос поч­ти те­ря­ют­ся в кра­соч­ной тол­пе пат­ри­ци­ев, слуг, зри­те­лей (пред­по­ла­га­ет­ся, что под ви­дом 4 му­зы­кан­тов на пер­вом пла­не изо­бра­же­ны сам В., Ти­ци­ан, Тин­то­рет­то и Я. Бас­са­но).

П. Веронезе. «Венера и Марс». Ок. 1576–1584. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

С сер. 1570-х гг. боль­шое ме­сто в твор­че­ст­ве В. за­ни­ма­ют ал­ле­го­рич. и ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ции, в ко­то­рых де­ко­ра­тив­ная изы­скан­ность со­еди­ня­ет­ся с не­свой­ст­вен­ны­ми ра­нее В. по­этич. ка­мер­ны­ми ин­то­на­ция­ми («Ве­не­ра и Марс», Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Ве­не­ра и Адо­нис», Пра­до, Мад­рид, обе ок. 1576–1584; «По­хи­ще­ние Ев­ро­пы», ок. 1578–1580, Дво­рец до­жей). В ре­лиг. ком­по­зи­ци­ях («По­кло­не­ние вол­хвов», ок. 1578–1581, ц. Сан­та-Ко­ро­на, Ви­чен­ца; «Рас­пя­тие», ок. 1576, ц. Сан-Лад­за­ро-деи-Мен­ди­кан­ти, Ве­не­ция) дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на фо­не су­мрач­но­го ве­чер­не­го не­ба, яр­кие вспыш­ки зо­ло­ти­стых, крас­ных, си­них то­нов одежд при­об­ре­та­ют дра­ма­тич. на­пря­жён­ность; по­рой ху­дож­ник пред­по­чи­та­ет про­стые круп­но­фи­гур­ные ком­по­зи­ции («Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста», ок. 1576–82, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.). К эф­фект­ной зре­лищ­но­сти сво­их бо­лее ран­них ра­бот В. воз­вра­ща­ет­ся в сво­ей по­след­ней мо­ну­мен­таль­ной ра­бо­те – пла­фо­не «Апо­фе­оз Ве­не­ции» для за­ла Боль­шо­го со­ве­та Двор­ца до­жей (до 1585); б. ч. пла­фо­на ис­пол­не­на по­мощ­ни­ка­ми и уче­ни­ка­ми В., сре­ди ко­то­рых бы­ли его брат Бе­не­дет­то Каль­я­ри (ок. 1535 или 1536–98) и сы­но­вья Габ­рие­ле Ан­то­нио Ве­ро­не­зе (1568–1631) и Кар­ло Ве­ро­не­зе (1570–96).

Лит.: Ан­то­но­ва И. А. Ве­ро­не­зе. М., 1957; Фо­ми­че­ва Т. Д. Ве­ро­не­зе. М., 1973; Cocke R. Veronese. L., 1980; Pallucchini R. Veronese. Mil., 1984; The art of P. Veronese. (Cat.). Wash., 1988; Nuovi studi su P. Veronese / Ed. M. Gemin. Venezia, 1990; Pedrocco F., Pig­natti T. Veronese: catalogo completo dei di­pinti. Firenze, 1995.

Вернуться к началу