ПАЛЛА́ДИО АНДРЕА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЛА́ДИО (Palladio) Андреа (наст. имя и фам. Андреа ди Пьетро делла Гондола, della Gondola) (8.11.1508, Падуя – 19.8.1580, Виченца или Мазер), итал. архитектор. Крупнейший мастер Позднего Возрождения; его творчество завершает историю ренессансной архитектуры. Работал в Виченце, Венецианской обл. и Венеции. Учился в Падуе в мастерской каменщика Б. Кавацца, с 1524 в Виченце в архитектурно-скульптурной мастерской Дж. да Порлеццы и скульптора Дж. Питтони. В 1535–37 участвовал в расширении виллы в Криколи, принадлежавшей вичентинскому гуманисту Дж. Дж. Триссино, который приблизил к себе будущего архитектора, придумал для него псевд. Палладио (по имени вестника Афины Паллады в эпич. поэме «Италия, освобождённая от готов» Триссино, законченной в 1547), дал ему гуманистич. образование, привил вкус к классич. античности. Совм. с Триссино в 1541 П. совершил путешествие в Рим, куда возвращался в 1545, 1546–47, 1549, 1554. Изучение и аналитич. зарисовки античных построек и руин сыграли ключевую роль в формировании творч. метода П., наряду с влиянием рим. архитекторов Д. Браманте, Рафаэля, Джулио Романо, А. да Сангалло Младшего.
Наиболее многочисленны в творчестве П. загородные виллы. Проектируя образ идеальной виллы, П. ориентировался на культовую архитектуру античности, полагая, что храм (дом богов) построен по образцу человеческого жилища и даёт возможность реконструировать облик др.-рим. жилого дома. Это сказалось в планировочных решениях: регулярный план, вокруг его центр. оси группируются помещения разных геометрич. форм, размеры которых подчиняются единой системе пропорций. П. сделал неотъемлемой частью архитектуры загородного дома такие элементы, как высокие сводчатые залы, лоджия, портик, купол, фронтон, окно-серлиана, ордерные аркады, наружные лестницы, ступенчатые постаменты, а также статуи; особое внимание уделено организации взаимосвязи между виллой и её природным окружением. П. использовал 2 типа композиц. решений таких вилл. В первом случае компактный объём гл. здания не связан с хозяйств. постройками – виллы Годи-Малинверни в Луго-ди-Виченца (1539–1557, проект 1537), Вальмарана в Вигардоло (1541–43), Пизани в Баньоло (1542), Корнаро в Пьомбино-Дезе (1551–1553), Пизани-Плакко в Монтаньяне (1552–55), Фоскари (Ла-Мальконтента) в Мире (начало строительства – ок. 1558) и др. Для композиции второго типа характерно соединение гл. блока и хозяйств. пристроек галереями: виллы Сарачено в Агульяро (1543), Пояна в Пояна-Маджоре (1549–63), Барбаро в Мазере (1554–58), Бадоэр во Фратта-Полезине (ок. 1556), Эмо в Фандзоло-ди-Веделаго (начало строительства – ок. 1559), Серего (1552–69) близ Вероны и др. Идеальным воплощением идей П. стала Вилла Ротонда (Альмерико-Капра) в Виченце (строилась с 1565–66, завершена В. Скамоцци в 1580–91). П. создал особый камерный тип виллы, существенно отличающейся от репрезентативных и роскошных рим. вилл.
Желая придать антикизирующий характер гор. дворцам Виченцы, П. стремился реконструировать описанный Витрувием тип жилого дома с перистилем и атриумом, а также использовать в архитектуре приёмы, почерпнутые из др.-рим. зданий. Для дворцов П. характерны регулярный план с центр. осью симметрии, внутр. двор, на фасадах – применение колоссального ордера, сочетание большого и малого ордеров, широкое использование статуй, декоративной скульптуры и стукковой лепнины, с помощью которых выделяется парадный этаж. Классицизирующие палаццо П. – Тьене, украшенное рустом (строилось с 1542 по проекту Джулио Романо, влияние которого ощутимо и в окончат. решении, осуществлённом П.), да Порто-Феста (Изеппо да Порто, 1546–52), Керикати (1551–57, проект 1550, завершено в кон. 17 в.), Вальмарана (ныне Брага, 1566–1580, проект 1565), Барбаран-да-Порто (1570–75) – изменили облик Виченцы, застройка которой до сер. 16 в. состояла из кирпичных зданий с белокаменным декором в традиции венецианской готики.
В подражание обществ. зданиям Древнего Рима – базиликам – П. придал величеств. классицизирующий облик возведённому в 15 в. зданию Палаццо делла-Раджоне в Виченце (т. н. Базилика), которое он окружил в 1548 2-ярусными мраморными аркадами, состоящими из арок-серлиан, формирующих ритмизованную 3-мерную оболочку старого здания. Напротив Базилики в нач. 1570-х гг. П. возвёл контрастирующую с её строгой простотой отмеченную обилием декора и композитными колоннами колоссального ордера Лоджию дель-Капитаниато.
Начиная с 1560 (перестройка рефектория мон. Сан-Джорджо-Маджоре, 1560–1563) П. много строит и проектирует в Венеции (поселился здесь в 1570, фактически играя роль гл. гор. архитектора), где у него появляется возможность применить принципы античного зодчества к храмовой архитектуре. П. разработал свой вариант решения проблемы единого фасада для 3-нефной церкви: центр. нефу соответствуют на фасаде фронтон и полуколонны большого ордера, а боковым – половины фронтонов и элементы малого ордера; это решение впервые применено в проекте фасада ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло (1558, воплощён с изменениями в кон. 16 в.), получает дальнейшее развитие на фасадах церквей Сан-Франческо-делла-Винья (1562 – ок. 1570), Сан-Джорджо-Маджоре (1565–76, фасад завершён в 1610, вероятно, с изменениями) и Иль-Реденторе (строилась с 1576). В двух последних постройках, спроектированных П. целиком, он использовал приёмы и формы др.-рим. терм, создав новый образ христианского храма в античном духе. Последним культовым зданием П. стала небольшая ц. Темпьетто-Барбаро в Мазере (1580–84, усыпальница семейства Барбаро) с центрич. планом, куполом и фасадом по образцу др.-рим. Пантеона. Среди нереализованных проектов П. – проект реконструкции моста Риальто в Венеции (1554). Уникальной постройкой в истории ренессансной архитектуры стала последняя работа П. – «Театро Олимпико» в Виченце (1580, закончен В. Скамоцци в 1584), «реконструкция» античного театра, основанная на изучении трактата Витрувия и руин др.-рим. театральных сооружений.
Гл. труд П. по теории архитектуры – трактат «Четыре книги об архитектуре» («I quattro libri dell’architettura», 1570), иллюстрированный ксилографиями, представляющими планы, фасады, разрезы, ордерные зарисовки как античных зданий, так и построек самого П., и предназначенный для практикующих зодчих. Им также были написаны труды «Древности Рима» («Le antichitа̀ di Roma») и «Описание церквей Рима» («Descritione delle chiese di Roma», оба 1554). П. участвовал также в предпринятом венецианским гуманистом Д. Барбаро переводе и комментировании трактата Витрувия (опубл. в 1556).
Учеником П. был В. Скамоцци, завершивший мн. оставшиеся неоконченными постройки П. Созданный П. антикизирующий стиль, его рациональный метод проектирования, обширное теоретич. наследие обеспечили широчайшее распространение идей П. в Европе в последующие столетия (см. Палладианство). 26 построек П. в Виченце и её окрестностях включены в список Всемирного наследия.