Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛЛА́ДИО АНДРЕА

Авторы: О. А. Назарова

ПАЛЛА́ДИО (Palladio) Ан­д­реа (наст. имя и фам. Ан­д­реа ди Пьет­ро дел­ла Гон­до­ла, della Gondola) (8.11.1508, Па­дуя – 19.8.1580, Ви­чен­ца или Ма­зер), итал. ар­хи­тек­тор. Круп­ней­ший мас­тер Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния; его твор­че­ст­во за­вер­ша­ет ис­то­рию ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры. Ра­бо­тал в Ви­чен­це, Ве­не­ци­ан­ской обл. и Ве­не­ции. Учил­ся в Па­дуе в мас­тер­ской ка­мен­щи­ка Б. Ка­вац­ца, с 1524 в Ви­чен­це в ар­хи­тек­тур­но-скульп­тур­ной мас­тер­ской Дж. да Пор­лец­цы и скульп­то­ра Дж. Пит­то­ни. В 1535–37 уча­ст­во­вал в рас­ши­ре­нии вил­лы в Кри­ко­ли, при­над­ле­жав­шей ви­чен­тин­ско­му гу­ма­ни­сту Дж. Дж. Трис­си­но, ко­то­рый при­бли­зил к се­бе бу­ду­ще­го ар­хи­тек­то­ра, при­ду­мал для не­го псевд. Пал­ла­дио (по име­ни вест­ни­ка Афи­ны Пал­ла­ды в эпич. по­эме «Ита­лия, ос­во­бо­ж­дён­ная от го­тов» Трис­си­но, за­кон­чен­ной в 1547), дал ему гу­ма­ни­стич. об­ра­зо­ва­ние, при­вил вкус к клас­сич. ан­тич­но­сти. Совм. с Трис­сино в 1541 П. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Рим, ку­да воз­вра­щал­ся в 1545, 1546–47, 1549, 1554. Изу­че­ние и ана­ли­тич. за­ри­сов­ки ан­тич­ных по­стро­ек и ру­ин сыг­ра­ли клю­че­вую роль в фор­ми­ро­ва­нии творч. ме­то­да П., на­ря­ду с влия­ни­ем рим. ар­хи­тек­то­ров Д. Бра­ман­те, Ра­фа­эля, Джу­лио Ро­ма­но, А. да Сан­гал­ло Млад­ше­го.

Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны в твор­че­ст­ве П. за­го­род­ные вил­лы. Про­ек­ти­руя об­раз иде­аль­ной вил­лы, П. ори­ен­ти­ро­вал­ся на куль­то­вую ар­хи­тек­ту­ру ан­тич­но­сти, по­ла­гая, что храм (дом бо­гов) по­стро­ен по об­раз­цу че­ло­ве­че­ско­го жи­ли­ща и да­ёт воз­мож­ность ре­кон­ст­руи­ро­вать об­лик др.-рим. жи­ло­го до­ма. Это ска­за­лось в пла­ни­ро­воч­ных ре­ше­ни­ях: ре­гу­ляр­ный план, во­круг его центр. оси груп­пи­ру­ют­ся по­ме­ще­ния раз­ных гео­мет­рич. форм, раз­ме­ры ко­то­рых под­чи­ня­ют­ся еди­ной сис­те­ме про­пор­ций. П. сде­лал не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ар­хи­тек­ту­ры за­го­род­но­го до­ма та­кие эле­мен­ты, как вы­со­кие свод­ча­тые за­лы, лод­жия, пор­тик, ку­пол, фрон­тон, ок­но-сер­лиа­на, ор­дер­ные ар­ка­ды, на­руж­ные ле­ст­ни­цы, сту­пен­ча­тые по­ста­мен­ты, а так­же ста­туи; осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но ор­га­ни­за­ции взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду вил­лой и её при­род­ным ок­ру­же­ни­ем. П. ис­поль­зо­вал 2 ти­па ком­по­зиц. ре­ше­ний та­ких вилл. В пер­вом слу­чае ком­пакт­ный объ­ём гл. зда­ния не свя­зан с хо­зяйств. по­строй­ка­ми – вил­лы Го­ди-Ма­лин­вер­ни в Лу­го-ди-Ви­чен­ца (1539–1557, проект 1537), Валь­ма­ра­на в Ви­гар­до­ло (1541–43), Пи­за­ни в Бань­о­ло (1542), Кор­на­ро в Пьом­би­но-Де­зе (1551–1553), Пи­за­ни-Плак­ко в Мон­тань­я­не (1552–55), Фос­ка­ри (Ла-Маль­кон­тен­та) в Ми­ре (на­ча­ло стро­и­тель­ст­ва – ок. 1558) и др. Для ком­по­зи­ции вто­ро­го ти­па ха­рак­тер­но со­еди­не­ние гл. бло­ка и хо­зяйств. при­стро­ек га­ле­рея­ми: вил­лы Са­ра­че­но в Агуль­я­ро (1543), Поя­на в Поя­на-Мад­жо­ре (1549–63), Бар­ба­ро в Ма­зе­ре (1554–58), Ба­до­эр во Фрат­та-По­ле­зи­не (ок. 1556), Эмо в Фанд­зо­ло-ди-Ве­де­ла­го (на­ча­ло стро­и­тель­ст­ва – ок. 1559), Се­ре­го (1552–69) близ Ве­ро­ны и др. Иде­аль­ным во­пло­ще­ни­ем идей П. ста­ла Вил­ла Ро­тон­да (Аль­ме­ри­ко-Кап­ра) в Ви­чен­це (строи­лась с 1565–66, за­вер­ше­на В. Ска­моц­ци в 1580–91). П. соз­дал осо­бый ка­мер­ный тип вил­лы, су­ще­ст­вен­но от­ли­чаю­щей­ся от ре­пре­зен­та­тив­ных и рос­кош­ных рим. вилл.

А. Палладио. Палаццо Вальмарана (ныне Брага) в Виченце. 1566–80.
А. Палладио. Вилла Корнаро в Пьомбино-Дезе. 1551–53.

Же­лая при­дать ан­ти­ки­зи­рую­щий ха­рак­тер гор. двор­цам Ви­чен­цы, П. стре­мил­ся ре­кон­ст­руи­ро­вать опи­сан­ный Вит­ру­ви­ем тип жи­ло­го до­ма с пе­ри­сти­лем и ат­риу­мом, а так­же ис­поль­зо­вать в ар­хи­тек­ту­ре приё­мы, по­черп­ну­тые из др.-рим. зда­ний. Для двор­цов П. ха­рак­тер­ны ре­гу­ляр­ный план с центр. осью сим­метрии, внутр. двор, на фа­са­дах – при­ме­не­ние ко­лос­саль­но­го ор­де­ра, со­че­та­ние боль­шо­го и ма­ло­го ор­де­ров, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ста­туй, де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры и стук­ко­вой леп­ни­ны, с по­мо­щью ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся па­рад­ный этаж. Клас­си­ци­зи­рую­щие па­лац­цо П. – Тье­не, ук­ра­шен­ное рус­том (строилось с 1542 по про­ек­ту Джу­лио Ро­ма­но, влия­ние ко­то­ро­го ощу­ти­мо и в окон­чат. ре­ше­нии, осу­ще­ст­в­лён­ном П.), да Пор­то-Фес­та (Изеп­по да Пор­то, 1546–52), Ке­ри­ка­ти (1551–57, проект 1550, за­вер­ше­но в кон. 17 в.), Валь­ма­ра­на (ны­не Бра­га, 1566–1580, проект 1565), Бар­ба­ран-да-Пор­то (1570–75) – из­ме­ни­ли об­лик Ви­чен­цы, за­строй­ка ко­то­рой до сер. 16 в. со­стоя­ла из кир­пичных зда­ний с бе­ло­ка­мен­ным де­ко­ром в тра­ди­ции ве­не­ци­ан­ской го­ти­ки.

В под­ра­жа­ние об­ществ. зда­ни­ям Древ­не­го Ри­ма – ба­зи­ли­кам – П. при­дал ве­ли­честв. клас­си­ци­зи­рую­щий об­лик воз­ве­дён­но­му в 15 в. зда­нию Па­лац­цо дел­ла-Рад­жо­не в Ви­чен­це (т. н. Ба­зи­ли­ка), ко­то­рое он ок­ру­жил в 1548 2-ярус­ны­ми мра­мор­ны­ми ар­ка­да­ми, со­стоя­щи­ми из арок-сер­ли­ан, фор­ми­рую­щих рит­ми­зо­ван­ную 3-мер­ную обо­лоч­ку ста­ро­го зда­ния. На­про­тив Ба­зи­ли­ки в нач. 1570-х гг. П. воз­вёл кон­тра­сти­рую­щую с её стро­гой про­сто­той отме­чен­ную оби­ли­ем де­ко­ра и ком­по­зит­ны­ми ко­лон­на­ми ко­лос­саль­но­го ор­де­ра Лод­жию дель-Ка­пи­та­ниа­то.

А. Палладио. Фасад церкви Иль-Реденторе в Венеции (строилась с 1576).

На­чи­ная с 1560 (пе­ре­строй­ка ре­фек­то­рия мон. Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре, 1560–1563) П. мно­го стро­ит и про­ек­ти­ру­ет в Ве­не­ции (по­се­лил­ся здесь в 1570, фак­ти­че­ски иг­рая роль гл. гор. ар­хи­тек­то­ра), где у не­го по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность при­ме­нить прин­ци­пы ан­тич­но­го зод­че­ст­ва к хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ре. П. раз­ра­бо­тал свой ва­ри­ант ре­ше­ния про­бле­мы еди­но­го фа­са­да для 3-не­фной церк­ви: центр. не­фу со­от­вет­ст­ву­ют на фа­са­де фрон­тон и по­лу­ко­лон­ны боль­шо­го ор­де­ра, а бо­ко­вым – по­ло­ви­ны фрон­то­нов и эле­мен­ты ма­ло­го ор­де­ра; это ре­ше­ние впер­вые при­ме­не­но в про­ек­те фа­са­да ц. Сан-Пьет­ро-ди-Кас­тел­ло (1558, во­пло­щён с из­ме­не­ния­ми в кон. 16 в.), по­лу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие на фа­са­дах церк­вей Сан-Фран­че­ско-дел­ла-Ви­нья (1562 – ок. 1570), Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре (1565–76, фа­сад за­вер­шён в 1610, ве­ро­ят­но, с из­ме­не­ния­ми) и Иль-Ре­ден­то­ре (строилась с 1576). В двух по­след­них по­строй­ках, спро­ек­ти­ро­ван­ных П. це­ли­ком, он ис­поль­зо­вал приё­мы и фор­мы др.-рим. терм, соз­дав но­вый об­раз хри­сти­ан­ско­го хра­ма в ан­тич­ном ду­хе. По­след­ним куль­то­вым зда­ни­ем П. ста­ла не­боль­шая ц. Тем­пь­етто-Бар­ба­ро в Ма­зе­ре (1580–84, усы­паль­ни­ца се­мей­ст­ва Бар­ба­ро) с цен­трич. пла­ном, ку­по­лом и фа­са­дом по об­раз­цу др.-рим. Пан­те­о­на. Сре­ди не­реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов П. – про­ект ре­кон­ст­рук­ции мос­та Ри­аль­то в Ве­не­ции (1554). Уни­каль­ной по­строй­кой в ис­то­рии ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры ста­ла по­след­няя ра­бо­та П. – «Те­ат­ро Олим­пи­ко» в Ви­чен­це (1580, за­кон­чен В. Ска­моц­ци в 1584), «ре­кон­ст­рук­ция» ан­тич­но­го те­ат­ра, ос­но­ван­ная на изу­че­нии трак­та­та Вит­ру­вия и ру­ин др.-рим. те­ат­раль­ных со­ору­же­ний.

Гл. труд П. по тео­рии ар­хи­тек­ту­ры – трак­тат «Че­ты­ре кни­ги об ар­хи­тек­ту­ре» («I quattro libri dell’architettura», 1570), ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный кси­ло­гра­фия­ми, пред­став­ляю­щи­ми пла­ны, фа­са­ды, раз­ре­зы, ор­дер­ные за­ри­сов­ки как ан­тич­ных зда­ний, так и по­стро­ек са­мо­го П., и пред­на­зна­чен­ный для прак­ти­кую­щих зод­чих. Им так­же бы­ли на­пи­са­ны тру­ды «Древ­но­сти Ри­ма» («Le antichitа̀ di Roma») и «Опи­са­ние церк­вей Ри­ма» («Descriti­one delle chiese di Roma», оба 1554). П. уча­ст­во­вал так­же в пред­при­ня­том ве­не­ци­ан­ским гу­ма­ни­стом Д. Бар­ба­ро пе­ре­во­де и ком­мен­ти­ро­ва­нии трак­та­та Вит­ру­вия (опубл. в 1556).

Уче­ни­ком П. был В. Ска­моц­ци, за­вер­шив­ший мн. ос­тав­шие­ся не­окон­чен­ны­ми по­строй­ки П. Соз­дан­ный П. ан­ти­ки­зи­рую­щий стиль, его ра­цио­наль­ный ме­тод про­ек­ти­ро­ва­ния, об­шир­ное тео­ре­тич. на­сле­дие обес­пе­чи­ли ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние идей П. в Ев­ро­пе в по­сле­дую­щие сто­ле­тия (см. Пал­ла­ди­ан­ст­во). 26 по­стро­ек П. в Ви­чен­це и её ок­ре­ст­но­стях вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Соч.: Че­ты­ре кни­ги об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1936.

Лит.: Лу­ком­ский Г. Пал­ла­дио. Па­риж, 1925; Corpus Palla­dianum. Vicenza, 1968–; Acker­man J. S. Palla­dio. Harmondsworth, 1977; Гурь­ев О. И. Ком­по­зи­ции А. Пал­ла­дио: во­про­сы про­пор­цио­наль­но­сти. Л., 1984; Atti del convegno in­ternazionale su «Palladio e il palla­dianesimo». 1980. Vicenza, 1985; Barbieri F. Ar­chitteture Pal­ladiane. Vicenza, 1992; Puppi L. A. Pal­ladio: l’opera complete. 3 ed. Mil., 1995; idem. Palladio: introduzione alle architetture e al pensiero teorico. Venezia, 2005; Palladio: Werk und Wir­kung / Hrsg. E. Forssman. Frei­burg im Brei­s­gau, 1997; Гу­ля­ниц­кий Н. Ф. Ме­тод Пал­ла­дио и ан­тич­ное на­сле­дие. (О пер­вой час­ти трак­та­та A. Пал­ла­дио) // Ар­хи­тек­ту­ра рус­ской усадь­бы. М., 1998; Weiss­mül­ler A. Palladio a Venezia. Ponzano, 2005; Gros P. Palladio e l’antico. Venezia, 2006; Bou­cher B. A. Palladio: the architect in his time. 2nd ed. N. Y., 2007; A. Palladio: l’atlante delle ar­chi­tetture / A cura di G. Beltramini, A. Pa­do­an. 2 ed. Venezia, 2008; Palladio, 1508–2008: il sim­posio del cinquecentenario / A cura di F. Bar­bieri, D. Battilotti. Venezia, 2008; A. Palladio e la costruzione dell’architettura / A cura di A. Poli. Padova, 2008; Пал­ла­дио и ми­ро­вое ис­кус­ст­во: Ма­те­риа­лы ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции. XVIII Ал­па­тов­ские чте­ния. М., 2008.

Вернуться к началу