БРАМА́НТЕ ДОНАТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАМА́НТЕ (Bramante) Донато [наст. имя и фам. – по отцу Донато ди Анджело ди Антонио ди Ренцо (di Angelo di Antonio di Renzo); по матери и отцу – Донато ди Паскуччо д’Антонио (di Pascuccio d’Antonio)] (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11.4.1514, Рим), итал. архитектор, живописец, поэт. Начав как живописец, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан; фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане; роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). В архит. творчестве испытал воздействие Л. Б. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. В 1472–99 Б. находился на службе у герцога Лодовико Моро в Милане, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и математич. работами Л. Пачоли. В этот период определились осн. интересы Б., связанные с созданием центрич. храмового здания и формированием языка архит. форм, основанного на античных образцах. Для его произведений характерно также использование полихромии и скульптурного декора, придающих поверхности стен светотеневую подвижность. Среди таких работ: перестройка ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476; Б. перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф; создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста); строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви мон. Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492–96; все – в Милане). Б. принадлежит композиц. замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488).
В 1499 Б. переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и бо́льшую масштабность. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502), построенный на месте, где, по легенде, казнили ап. Петра (в клуатре ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио). Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символич. значение. В нём Б. использовал систему пропорциональных отношений, подчёркивающих взаимосвязь центрич. плана, целлы, барабана и полусферы купола. С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. До конца жизни он занимался строительством нового собора Св. Петра, задумав его как величественное центрич. здание над могилой апостола. В основу своего проекта Б. положил равноконечный (греч.) крест с обширным пространством в средокрестии. В углах креста Б. предполагал возвести купольные капеллы, а на зап. фасаде – 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архит. масс к центру; композиц. доминантой собора должен был стать купол. Б. успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть юж. ветви креста и один из малых куполов (1506–14). К лучшим произведениям Б. относятся основанные на изучении рим. вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503–1505). В Риме Б. закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499–1503), построил аркаду двора ц. Санта-Мария-делла-Паче (1500–04). В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507–09). Архит. деятельность Б. повлияла (особенно в области объёмно-пространств. композиции и восприятия интерьера как единого целого) на мн. архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио.
Из поэтич. произведений Б. известны ок. 20 сонетов на религ., любовные и юмористич. темы.