АЛЬБЕ́РТИ ЛЕОН БАТТИСТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (14.2.1404, Генуя – ок. 20.4.1472, Рим), итал. гуманист, архитектор и писатель. Принадлежал к знатному флорентийскому роду, проживавшему в изгнании. Начальное образование получил в Падуе в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца, изучал право в Болонском ун-те. В 1428 получил должность секретаря кардинала Альбергати. Перейдя на службу в папскую канцелярию, переехал в Рим (1432), где работал до конца жизни.
Три вещи принадлежат человеку: душа, тело и время.
А. был воплощением ренессансного идеала uomo universale – всесторонне развитого человека. В круг его интересов входили словесность, математика, картография, философия, этика, изобразит. иск-во и музыка. Среди первых лит. опытов А. – лат. комедия «Филодокс» (1424, опубл. в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологич. гуманизма. В то же время позиция А. по отношению к гуманизму носила двойственный характер; так, в противовес мн. гуманистам А. провозгласил необходимость развития прозы на нар. языке. В соч. А. проявился его идеал гармонизации индивида и общества, однако авторская интонация колеблется между оптимизмом и мизантропией. Интерес к гражд. и этич. тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубл. в 1890), «Теодженио» (ок. 1440, опубл. в кон. 15 в.). Роман-трактат «Мом» (до 1450, опубл. в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Наиболее значит. из лит. сочинений А. – имеющий практич. направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. 1–3, 1433–37, кн. 4, 1441; опубл. в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубл. в 1890, 1960, 1964).
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. 1–3, 1435–36), «О статуе» («Della statua», ок. 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1–10, 1452, опубл. в 1485 на лат. яз.; рус. пер. – «Десять книг о зодчестве», 1935–1937) стали первыми со времён античности трудами по теории иск-ва. В них А., опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы худож. практики Возрождения, как центр. перспектива и ордерная система. В 1428 он посетил Флоренцию, где познакомился с творчеством Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо. Флорентийское иск-во кватроченто вместе с наследием античности стало источником собств. худож. практики А. Согласно письм. источникам (Дж. Вазари и др.), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистич. «демонстрации» с изображением ландшафтов. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого А. (1430-е гг.).
На службе у пап Евгения IV и Николая V А. принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443–49?) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Создал неск. архит. проектов для др. городов, осуществлённых под наблюдением помощников. Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готич. ц. Сан-Франческо в Римини (т. н. Тempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие рим. Пантеона; на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту А. (ок. 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею; античный ордер использован на фасаде ц. Санта-Мария Новелла (1456–70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в ц. Сан-Панкрацио, 1467). В проекте ц. Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, А. одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу др.-рим. периптеров. В организацию пространства ц. Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие рим. базилики Максенция.
Творчество А. оказало большое влияние на архитектуру в Италии, предвосхитив мн. достижения высокого Возрождения.