Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬБЕ́РТИ ЛЕОН БАТТИСТА

Авторы: Ю. Е. Ревзина, К. А. Чекалов

АЛЬБЕ́РТИ (Al­berti) Ле­он Бат­ти­ста (14.2.1404, Ге­нуя – ок. 20.4.1472, Рим), итал. гу­ма­нист, ар­хи­тек­тор и пи­са­тель. При­над­ле­жал к знат­но­му фло­рен­тий­ско­му ро­ду, про­жи­вав­ше­му в из­гна­нии. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Па­дуе в шко­ле гу­ма­ни­ста Гас­па­ри­но да Бар­циц­ца, изу­чал пра­во в Бо­лон­ском ун-те. В 1428 по­лу­чил долж­ность сек­ре­та­ря кар­ди­на­ла Аль­бер­га­ти. Пе­рей­дя на служ­бу в пап­скую кан­це­ля­рию, пе­ре­ехал в Рим (1432), где ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни.

Три вещи принадлежат человеку: душа, тело и время.
Л. Б. Альберти. Фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1456–70.

А. был во­пло­ще­ни­ем ре­нес­санс­но­го идеа­ла uomo uni­ver­sale – все­сто­рон­не раз­ви­то­го че­ло­ве­ка. В круг его ин­те­ре­сов вхо­ди­ли сло­вес­ность, ма­те­ма­ти­ка, кар­то­гра­фия, фи­ло­со­фия, эти­ка, изо­бра­зит. иск-во и му­зы­ка. Сре­ди пер­вых лит. опы­тов А. – лат. ко­ме­дия «Фи­ло­докс» (1424, опубл. в 1500), об­ра­зец сти­ли­за­ции ан­тич­но­го жан­ра в ду­хе фи­ло­ло­гич. гу­ма­низ­ма. В то же вре­мя по­зи­ция А. по от­но­ше­нию к гу­ма­низ­му но­си­ла двой­ствен­ный ха­рак­тер; так, в про­ти­во­вес мн. гу­ма­ни­стам А. про­воз­гла­сил не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия про­зы на нар. язы­ке. В соч. А. про­явил­ся его иде­ал гар­мо­ни­за­ции ин­ди­ви­да и об­ще­ст­ва, од­на­ко ав­тор­ская ин­то­на­ция ко­леб­лет­ся ме­ж­ду оп­ти­миз­мом и ми­зан­тро­пи­ей. Ин­те­рес к гражд. и этич. те­ма­ти­ке от­ра­зи­ли трак­та­ты «Пер­во­свя­щен­ник» («Pon­ti­fex», 1437, опубл. в 1890), «Тео­дже­нио» (ок. 1440, опубл. в кон. 15 в.). Ро­ман-трак­тат «Мом» (до 1450, опубл. в 1520) – ед­кая са­ти­ра на пра­ви­те­ля в сти­ле Лу­киа­на. Наи­бо­лее зна­чит. из лит. со­чи­не­ний А. – имею­щий прак­тич. на­прав­лен­ность трак­тат «О се­мье» («Della fa­miglia», кн. 1–3, 1433–37, кн. 4, 1441; опубл. в 1844) и со­б­ра­ние ба­сен и ал­ле­го­рий «За­столь­ные бе­се­ды» («In­ter­coe­nales», до 1438, опубл. в 1890, 1960, 1964).

Трак­та­ты «О жи­во­пи­си» («Della pit­tura», кн. 1–3, 1435–36), «О ста­туе» («Della statua», ок. 1435) и «О зод­че­ст­ве» («De re ae­di­fi­ca­to­ria», кн. 1–10, 1452, опубл. в 1485 на лат. яз.; рус. пер. – «Де­сять книг о зод­че­ст­ве», 1935–1937) ста­ли пер­вы­ми со вре­мён ан­тич­но­сти тру­да­ми по тео­рии иск-ва. В них А., опи­ра­ясь на ав­то­ри­тет древ­них ав­то­ров (пре­ж­де все­го на Вит­ру­вия), обос­но­вал но­вый ста­тус ху­дож­ни­ка-учё­но­го, а так­же сфор­му­ли­ро­вал та­кие ос­но­вы ху­дож. прак­ти­ки Воз­ро­ж­де­ния, как центр. пер­спек­ти­ва и ор­дер­ная сис­те­ма. В 1428 он по­се­тил Фло­рен­цию, где по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом Ф. Бру­нел­ле­ски, До­на­тел­ло и Ма­зач­чо. Фло­рен­тий­ское иск-во кват­ро­чен­то вме­сте с на­сле­ди­ем ан­тич­но­сти ста­ло ис­точ­ни­ком собств. ху­дож. прак­ти­ки А. Со­глас­но письм. ис­точ­ни­кам (Дж. Ва­за­ри и др.), он сам уп­раж­нял­ся в жи­во­пи­си и в леп­ке из вос­ка, уст­раи­вал ил­лю­зио­ни­стич. «де­мон­ст­ра­ции» с изо­бра­же­ни­ем ланд­шаф­тов. Ему приписыва­ют­ся два ран­них об­раз­ца ре­нес­санс­ной ме­даль­ер­ной пла­сти­ки с про­филь­ным порт­ре­том мо­ло­до­го А. (1430-е гг.).

На служ­бе у пап Ев­ге­ния IV и Ни­ко­лая V А. при­ни­мал уча­стие в изу­че­нии древ­них по­стро­ек Ри­ма (трак­тат «Опи­са­ние го­ро­да Ри­ма», «De­scrip­tio ur­bis Ro­mae», 1443–49?) и в под­го­тов­ке про­ек­та ре­кон­ст­рук­ции го­ро­да, где впер­вые обо­зна­чи­лись прин­ци­пы ре­нес­санс­но­го гра­до­строи­тель­ст­ва. Соз­дал неск. ар­хит. про­ек­тов для др. го­ро­дов, осу­ще­ст­в­лён­ных под на­блю­де­ни­ем по­мощ­ни­ков. Ре­кон­ст­руи­руя по за­ка­зу Сид­жиз­мон­до Ма­ла­те­сты го­тич. ц. Сан-Фран­че­ско в Ри­ми­ни (т. н. Тempio Malat­es­tiano, 1450), за­мыш­лял за­вер­шить её ку­поль­ной ро­тон­дой на­по­до­бие рим. Пан­те­о­на; на фа­са­де вос­про­из­ве­дён мо­тив ар­ки Ав­гу­ста (на­хо­дя­щей­ся в том же го­ро­де). Во Фло­рен­ции при пе­ре­строй­ке Па­лац­цо Ру­чел­лаи по про­ек­ту А. (ок. 1453) фа­сад ук­ра­шен ор­дер­ным де­ко­ром, вос­хо­дя­щим к Ко­ли­зею; ан­тич­ный ор­дер ис­поль­зо­ван на фа­са­де ц. Сан­та-Ма­рия Но­вел­ла (1456–70) и в де­ко­ра­ции ка­пел­лы Ру­чел­лаи (в ц. Сан-Пан­кра­цио, 1467). В про­ек­те ц. Сан-Се­ба­сть­я­но в Ман­туе (1460), вы­пол­нен­ной для Ло­до­ви­ко Гон­за­га, А. од­ним из первых ар­хи­тек­то­ров Воз­ро­ж­де­ния ис­поль­зо­вал план в фор­ме гре­чес­ко­го (рав­но­ко­неч­но­го) кре­ста, а так­же за­ду­мал тор­же­ствен­ную вход­ную ле­ст­ни­цу по об­раз­цу др.-рим. пе­рип­те­ров. В ор­га­ни­за­цию про­стран­ст­ва ц. Сант-Ан­д­реа в Ман­туе (1470) ввёл мо­ти­вы три­ум­фаль­ной ар­ки, а так­же кес­со­ни­ро­ван­ных сво­дов на­по­до­бие рим. ба­зи­ли­ки Мак­сен­ция.

Твор­че­ст­во А. ока­за­ло боль­шое влия­ние на ар­хи­тек­ту­ру в Ита­лии, пред­вос­хи­тив мн. дос­ти­же­ния вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Лит.: Michel P.-H. La pensée de L. B. Al­berti. P., 1930; Л. Б. Аль­бер­ти. М., 1977; Borsi F. L. B. Al­berti. N. Y., 1989; Jar­zom­bek M. On L. B. Al­berti. His lit­er­ary and aes­thetic theo­ries. Camb.; L., 1989; Rykwert J., Engel A. L. B. Al­berti (cat.). Mil., 1994; L. B. Al­berti: Actes du congrès in­ter­na­tional de Paris. P., 2000. Vol. 1–2; Зу­бов П. П. Ар­хи­тек­тур­ная тео­рия Аль­бер­ти. СПб., 2001.

Вернуться к началу