САНГА́ЛЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНГА́ЛЛО (Sangallo; наст. фам. Джамберти, Giamberti), семья флорентийских архитекторов, скульпторов и резчиков по дереву.
Джулиано да С. (ок. 1445, Флоренция – 20.10.1516, там же) был последователем Л. Б. Альберти, изучал античную архитектуру (в 1465 отправился в Рим), создал книги набросков античных зданий и архит. деталей (Гор. б-ка, Сиена; Б-ка Ватикана), которые впоследствии использовал в своих работах. В его творчестве наметился переход от Раннего к Высокому Возрождению. По заказу Л. Медичи в 1485–94 создал виллу в Поджо-а-Каяно, в которой объединились идеи Витрувия, Плиния Младшего и сохранившихся др.-рим. образцов, также ц. Санта-Мария-делле-Карчери в Прато (1486–95) и сакристию ц. Санто-Спирито во Флоренции (1488–92). Находясь на службе у кардинала Дж. делла Ровере в 1495–96, совершил путешествие во Францию, изучал рим. древности в Провансе. В 1505 переехал в Рим, создал неск. проектов собора Св. Петра. С 1509 жил во Флоренции, занимался в осн. строительством крепостей (перестройка Фортецца-ди-Сан-Галло в Пизе, 1509–12). Вместе с братом Антонио создавал дерев. архит. модели, обрамления для алтарей, сиденья для певчих и др.
Антонио да С. Старший (ок. 1453–55, Флоренция – 27.12.1534, там же), брат Джулиано. Автор резных плафонов в Зале Большого совета в Палаццо Веккьо (1495–99) и ц. Санта-Мария-Маджоре во Флоренции. Завершил ц. Сантиссима-Аннунциата в Ареццо (начало строительства в 1490), возвёл Лоджию Сервитов на пл. Воспитательного дома во Флоренции (совм. с Баччо д’Аньоло, 1516–20), которая повторяет структуру расположенного напротив портика Ф. Брунеллески. С 1518 по его проекту строилась ц. Мадонна-ди-Сан-Бьяджо близ Монтепульчано – один из лучших центрич. храмов Высокого Возрождения (в форме греч. креста с куполом). Автор обширного свода архит. рисунков (галерея Уффици, Флоренция).
Антонио да С. Младший (наст. фам. Кордиани, Cordiani) (12.4.1484, Флоренция – 3.8.1546, Терни), племянник Джулиано и Антонио Старшего. Испытал влияние Джулиано, работая в его мастерской. С 1503 в Риме сотрудничал с Д. Браманте. С 1516 ассистент Рафаэля на строительстве собора Св. Петра, в 1536 возглавил работы, создал дерев. модель своего проекта. С 1517 работал с Рафаэлем при сооружении Виллы Мадама в Риме; возвёл Палаццо Фарнезе. В планировке церквей предпочитал центрально-купольные пространства и ордерный декор на фасадах (Санта-Мария-ди-Лорето в Риме, 1518–22). Во многих фортификац. сооружениях совмещал новейшие технич. достижения и худож. оформление (крепость Каподимонте на оз. Больсена, 1513–15; проект Капрарола виллы, Фортецца-да-Бассо во Флоренции, 1533–36; Рокка-Паолина в Перудже, 1540–43, не сохр., и др.).
Бастиано да С. (1481, Флоренция – 31.5.1551, там же) по прозвищу Аристотель, племянник Джулиано и Антонио Старшего. Учился у П. Перуджино и Микеланджело. Автор проектов врем. сооружений, сценич. декораций и фортификац. построек. Один из помощников Микеланджело при росписи свода Сикстинской капеллы; исполнил живописную копию (наиболее полную) с несохранившегося картона Микеланджело к фреске «Битва при Кашине» (ок. 1542, собрание графов Лестерских, Холкем-холл, Великобритания).