Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛА́ЦЦО ФАРНЕ́ЗЕ

Палаццо Фарнезе в Риме. 1517–72. Архитекторы Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Дж. да Виньола, Дж. делла Порта.

ПАЛА́ЦЦО ФАРНЕ́ЗЕ (Palazzo Farnese), дво­рец в Ри­ме. Ар­хит. об­лик П. Ф. фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии 1-й пол. 16 в. Строи­тель­ст­во на­ча­лось с ре­кон­ст­рук­ции (1514–16) ста­ро­го двор­ца, при­об­ретён­но­го в 1495 кар­ди­на­лом Алес­сан­д­ро Фар­не­зе. В 1517–46 А. да Сан­гал­ло Млад­ший воз­вёл ны­неш­нее ку­бо­вид­ное зда­ние с внутр. дво­ром, оформ­лен­ным ароч­но-ор­дер­ны­ми фа­са­да­ми, где был реа­ли­зо­ван ан­тич­ный прин­цип сме­ны ор­де­ров по вер­ти­ка­ли, и гл. фа­са­дом, на ок­нах ко­то­ро­го че­ре­ду­ют­ся тре­уголь­ные и луч­ко­вые фрон­то­ны, а вход вы­де­лен рус­том, – один из луч­ших об­раз­цов рим. ар­хи­тек­ту­ры Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния. По­сле из­бра­ния Алес­сан­д­ро Фар­не­зе па­пой Пав­лом III (1534) пер­во­на­чаль­ный про­ект был рас­ши­рен. Ми­ке­ланд­же­ло, ру­ко­во­див­ший строи­тель­ст­вом в 1546–1550, увен­чал зда­ние мо­ну­мен­таль­ным кар­ни­зом, на гл. фа­са­де офор­мил центр. ок­но над вхо­дом, уг­лу­бив его в плос­ко­сти фа­са­да и под­черк­нув вы­сту­паю­щей ба­лю­ст­ра­дой и ог­ром­ным пап­ским гер­бом, соз­дав тем са­мым ве­ли­че­ст­вен­ную де­ко­ра­цию для фи­гу­ры па­пы, по­ка­зы­вав­ше­го­ся из ок­на на­ро­ду. Во дво­ре Ми­ке­ланд­же­ло соз­дал фа­сад 3-го эта­жа – пла­стич­ную и ди­на­мич­ную мно­го­слой­ную де­ко­ра­цию, кон­тра­сти­рую­щую с су­ро­вой про­сто­той ниж­них яру­сов. С 1550 Дж. да Винь­о­ла при­стро­ил лод­жию на са­до­вом фа­са­де (за­ло­же­на в 1572 Дж. дел­ла Пор­той, со­здав­шим др. от­кры­тую лод­жию над ней).

В ин­терь­е­ре – рос­пи­си ху­дож­ни­ков-мань­е­ри­стов: рос­пи­си по­тол­ка в За­ле Фас­тов Фар­не­зе, про­слав­ляю­щие па­пу (1549–56, худ. Ф. Саль­виа­ти), ис­то­рич. ком­по­зи­ции Т. и Ф. Цук­ка­ри (Цук­каро; 1563–64), де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си Да­ние­ле да Воль­тер­ра. Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи соз­дал рос­пи­си «ка­ме­ри­но» Фар­не­зе (1596–97) на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты. Гл. ук­ра­ше­ни­ем П. Ф. яв­ля­ют­ся рос­пи­си т. н. га­ле­реи Фар­не­зе на те­му «Ме­та­мор­фоз» Ови­дия (худ. Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи совм. с Аго­сти­но Кар­рач­чи и До­ме­ни­ки­но), оз­на­ме­но­вав­шие пе­ре­ход от Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния к ба­рок­ко. В П. Ф. раз­ме­ща­лась зна­ме­ни­тая кол­лек­ция ан­тич­ных ста­туй, при­над­ле­жав­шая се­мей­ст­ву Фар­не­зе («Бык Фар­не­зе», «Фло­ра Фар­не­зе», «Ге­ракл Фар­не­зе», «Ге­ний Рим­ско­го на­ро­да», «Ура­ния», ны­не – в Нац. ар­хео­ло­гич. му­зее в Не­апо­ле). В 16 в. пе­ред фа­са­дом П. Ф. бы­ли ус­та­нов­ле­ны две гра­нит­ные ча­ши из терм Ка­ра­кал­лы в Ри­ме.

C 1874 в П. Ф. раз­ме­ща­ет­ся По­соль­ст­во Фран­ции в Ита­лии, в нём так­же ра­спо­ло­же­на Франц. шко­ла в Ри­ме с биб­лио­те­кой по ар­хео­ло­гии Ита­лии и ис­то­рии пап­ст­ва в сред­ние ве­ка.

Лит.: Le Palais Farnèse. Rome, 1980–1994. Vol. 1–3.

Вернуться к началу