ВИНЬО́ЛА ДЖАКОМО ДА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИНЬО́ЛА (Vignola) (наст. фам. Бароцци, Barozzi) Джакомо (Джакопо) да (1.10.1507, Виньола, обл. Эмилия-Романья – 7.7.1573, Рим), итал. архитектор, живописец, теоретик иск-ва. Мастер Позднего Возрождения, в творчестве которого проявились черты маньеризма. Из семьи художников. Учился живописи и перспективе в Болонье, архитектуре – под рук. Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего; в 1530-е гг. служил декоратором и рисовальщиком на строительстве собора Св. Петра и обустройстве Ватиканских дворцов в Риме. Занимался обмерами античных памятников для предполагавшегося издания трактата Витрувия. Вместе с Ф. Приматиччо делал слепки с античных статуй из собрания Бельведера в Ватикане, которые отливались в бронзе для королевского дворца в Фонтенбло (в связи с чем в 1541–43 привлекался к работам во Франции). С 1541 в Болонье – в должности архитектора собора Сан-Петронио (проекты фасада с системой классич. ордеров), реконструировал судоходный канал «Навиле» и др. В 1551–55 занимался устройством ансамбля Виллы Джулия в Риме: возвёл дворцовое здание, т. н. касино, участвовал в сооружении гидравлич. системы для фонтанов. Созданный им ансамбль дворца Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1556–75), отличается сложной пространственной организацией, сменой эффектных видов, включает такие выразительные архит. формы, как рампы, винтовая лестница и др. В церковных проектах В. стремился согласовать базиликальную и центрич. структуры, использовал форму овального купола (рим. церкви Сант-Андреа на Виа-Фламиниа, 1550–53, и Иль-Джезу, с 1568). После смерти Микеланджело и отставки П. Лигорио В. руководил строительством собора Св. Петра в Риме (возвёл 2 вспомогат. купола). Выполнял проекты мебели и малых архит. форм (каминов, резных потолков и др.; т. н. стол Фарнезе, 1565–1570, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Автор 2 трактатов: «Правило пяти ордеров архитектуры» («Regola delli cinque ordini d’architettura», 1562, рус. пер. 1939) – о построении архит. ордеров (служил практич. руководством для архитекторов вплоть до 20 в., выдержал более 500 изданий, переведён на мн. языки); «Два правила практической перспективы» («Le due regole della prospettiva prattica», 1583).