Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИМАТИ́ЧЧО ФРАНЧЕСКО

Ф. Приматиччо. Декоративное оформление интерьера комнаты герцогини д’Этамп во дворце Фонтенбло. 1541–44.

ПРИМАТИ́ЧЧО (Primaticcio) Фран­че­ско (1504 или 1505, Бо­ло­нья – ме­ж­ду 2.3 и 14.9.1570, Па­риж), итал. жи­во­пи­сец, скульп­тор, мас­тер стук­ко­во­го де­ко­ра. Ему при­пи­сы­ва­ют­ся так­же ар­хит. про­ек­ты. С 1526 был по­мощ­ни­ком Джу­лио Ро­ма­но в ра­бо­тах над Па­лац­цо Те (Па­лац­цо дель-Те) в Ман­туе. С 1532 жил во Фран­ции при дво­ре ко­ро­лей Фран­ци­ска I и Ген­ри­ха II, где стал при­двор­ным ху­дож­ни­ком и од­ним из круп­ней­ших мас­те­ров франц. Ре­нес­сан­са (см. Фон­тенб­ло шко­лы). Ра­бо­тал в ду­хе мань­е­риз­ма, син­те­зи­ро­вав влия­ния Кор­ред­жо, Ф. Пар­мид­жа­ни­но, Ми­ке­ланд­же­ло, а так­же Рос­со Фьо­рен­ти­но. С 1540 воз­глав­лял все де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты во двор­це Фон­тен­бло, при­ни­мал уча­стие в соз­да­нии мн. ин­терь­е­ров – га­ле­реи Фран­ци­ска I, ком­на­ты гер­цо­ги­ни д’Этамп (д’Этан; 1541–44), га­ле­реи Улис­са (кон. 1540-х – 1550-е гг.), по­ме­ще­ния терм (1544–47, оба не сохр.), Баль­но­го за­ла (1552–56) и др. Мн. ут­ра­чен­ные ра­бо­ты П. из­вест­ны по его под­го­то­вит. ри­сун­кам и вы­пол­нен­ным с них гра­вю­рам. Соз­да­вал так­же стан­ко­вые кар­ти­ны «Свя­тое се­мей­ст­во со св. Ели­за­ве­той и Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем» (1541–1543, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Одис­сей и Пе­не­ло­па» (ок. 1545, Му­зей иск-ва, То­ле­до, штат Огайо) и др. По по­ру­че­нию Фран­ци­ска I при­об­ре­тал в Ри­ме ан­ти­ки и сни­мал ко­пии со зна­ме­ни­тых про­из­ве­де­ний ан­тич­но­сти (1540).

Лит.: Zerner H. Renaissance art in France: The invention of classicism. P., 2003; Primatice: Maître de Fontainebleau / Éd. D. Cordellier. P., 2004.

Вернуться к началу