КОРРЕ́ДЖО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРРЕ́ДЖО (Correggio; наст. имя и фам. Антонио Аллегри, Allegri) (ок. 1489, Корреджо – 5.3.1534, там же), итал. живописец, представитель пармской школы. Учился у своего дяди Лоренцо Аллегри (?–1527) и моденского худ. Ф. Б. Феррари. В ранний период испытал влияние перспективных экспериментов А. Мантеньи. Возможно, участвовал в росписи надгробной капеллы Мантеньи в ц. Сант-Андреа в Мантуе (1-я пол. 1510-х гг., Епархиальный музей, Мантуя). О формировании собств. стиля свидетельствуют картины «Мистическое обручение св. Екатерины со св. Себастьяном» (1510–1515, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон) и «Мадонна со св. Франциском» (ок. 1515, КГ, Дрезден), в которых, помимо близости формам Мантеньи, чувствуется знание приёмов сфумато, разработанных Леонардо да Винчи. Из ранних портретов К. известен поколенный «Женский портрет» (предположительно Вероники Гамбара; ок. 1518, Эрмитаж, С.-Петербург). Ок. 1518–19 К., вероятно, побывал в Риме; знакомство с работами Рафаэля и Микеланджело придало монументальность его манере.
Ок. 1519 К. обосновался в Парме, где сразу получил заказ на исполнение фресок в женском мон. Сан-Паоло (1519–1520). В основе гуманистич. программы цикла, составленной настоятельницей Джованной да Пьяченца, лежат образы античной мифологии, связанные (благодаря сложной системе аллюзий) с христианскими добродетелями. К. превратил небольшую комнату в беседку-перголу, в зелени которой резвятся путти с охотничьими атрибутами. У основания зонтичного свода с 16 делениями изображены аллегорич. фигуры в технике гризайля, над камином – богиня Диана. Традиции перспективного иллюзионизма А. Мантеньи доведены у К. до совершенства в росписях куполов пармского собора («Вознесение Богоматери», 1526–30) и бенедиктинской ц. Сан-Джованни-Эванджелиста («Видение Иоанна Евангелиста», 1520–23), где использован композиционный приём «воздушной воронки» со светящимся центром, окружённым многочисл. фигурами. В динамичном построении и активной игре светотени росписей предвосхищены черты барокко. Современники насторожённо восприняли роспись купола собора, получившую, однако, высокую оценку Тициана.
В алтарных образах нач. 1520-х гг. («Noli me tangere», ок. 1525, Прадо, Мадрид) К. более традиционен и стремится сохранить гармоничный строй живописи Высокого Возрождения. В более поздних станковых произведениях он всё чаще увлекается маньеристич. приёмами, усиливая светотень и используя резкие ракурсы фигур («Оплакивание», 1524; «Мадонна со св. Иеронимом», 1527–28; обе – Нац. галерея, Парма). К этому периоду относится одна из первых «ночных сцен» в итал. иск-ве – «Рождество» (ок. 1530, КГ, Дрезден). Для мифологич. картин К. характерны световые и пластич. контрасты, внешнее изящество форм («Венера, сатир и купидон» ок. 1524–25, Лувр; «Обучение Купидона», 1525, Нац. галерея, Лондон), погружение в чувственную стихию (работы из цикла «Любовь Юпитера», выполненного ок. 1531–32 для мантуанского герцога Ф. Гонзага: «Леда», Гос. музеи, Берлин; «Даная», Галерея и музей Боргезе, Рим; «Юпитер и Ио» и «Зевс и Ганимед», обе – Худож.-историч. музей, Вена).
Творчество К. относится к этапу Высокого Возрождения, однако демонстрирует постепенное нарастание маньеристич. черт. Виртуозность перспективной живописи сочетается у К. с образной эмоциональностью, а диапазон худож. интонаций простирается от идиллич. камерности до грандиозной пространственной всеохватности. Малоизвестный при жизни, К. был почитаем мастерами барокко и основоположниками академизма бр. Карраччи.