МАНТЕ́НЬЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНТЕ́НЬЯ (Mantegna) Андреа (1430/ 1431, Изола-ди-Картуро, близ Падуи – 13.9.1506, Мантуя), итал. живописец. С 1442 ученик падуанского живописца Ф. Скварчоне (впоследствии усыновившего М.), знатока и коллекционера античных памятников, обучившего М. лат. языку и привившего ему интерес к рим. древностям. Другим определяющим фактором в худож. становлении М. стало знакомство с находящимися в Падуе и Венеции произведениями мастеров флорентийской школы: Донателло (с его быв. ассистентом Никколо Пиццоло М. связывали партнёрские отношения), Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо. Покинув в 1448 мастерскую Скварчоне, он попал и в круг влияния венецианского семейства Беллини, в особенности Джованни (в 1452 или 1453 М. женился на его сестре Николозии).
Уже росписи капеллы Оветари в ц. Эремитани в Падуе (1448–57, разрушены в 1944, сохр. частично) со сценами из жизни святых Иакова и Христофора демонстрируют худож. программу М.: «лягушачья перспектива» («di sotto in su») с точкой схода за нижним краем картины придаёт особую монументальность фигурам и их архит. окружению, сложные и разнообразные ракурсы фигур наделяют композицию мощной динамикой, античные сооружения, статуи, рельефы и надписи воспроизведены с археологич. точностью. Эти приёмы станут характерными для дальнейших произведений М., в которых евангельские сюжеты будут помещены в среду, наполненную античными цитатами: «Моление о чаше» (ок. 1459, Нац. галерея, Лондон), «Св. Себастьян» (1459, Худож.-историч. музей, Вена), «Св. Себастьян» (Лувр, Париж).
М. положил начало развитию ренессансного алтарного образа в сев. Италии. Если в «Алтаре св. Луки» (1453–1454, Пинакотека Брера, Милан) М. преобразует традиц. форму венецианского полиптиха с золотым фоном, вводя ритмич. чередование чёрных и розовых одеяний святых, объединяя фигуры нижнего регистра мраморной платформой, показанной в перспективном сокращении, и представляя полуфигуры верхнего регистра с точки зрения снизу вверх, то в «Алтаре Сан-Дзено» (1456–1459, ц. Сан-Дзено-Маджоре, Верона) он создал новый тип алтарного образа. Его форма и структура, вероятно, восходят к бронзовому алтарю Донателло в падуанской базилике Св. Антония. Рама в формах классич. архитектуры включена в живописную композицию; все части алтарного образа объединены общим пейзажно-архитектурным пространством, а за размещёнными в нём фигурами прочитываются многочисл. детали, перенесённые из античных рельефов. Ещё один новый живописный тип религ. композиции – в форме полуфигурной повествоват. сцены – М. создаёт в «Принесении во храм» (ок. 1455, Гос. музеи, Берлин): фигуры представлены в поясном срезе и на абстрактном фоне, как в алтарях, но в то же время, подобно рельефу, объёмно выступают в пространство зрителя.
С 1460 М. – придворный художник герцогов Гонзага в Мантуе. Здесь выполнил ряд портретов: кардинала Лудовико Тревизана (Медзарота, 1459, Гос. музеи, Берлин), Франческо Гонзага (1461, музей Каподимонте, Неаполь), «Мужской портрет» (галерея Питти, Флоренция), которым придал позы и величие др.-рим. портретных бюстов. Крупнейшим проектом, осуществлённым в Мантуе, стали росписи «камеры дельи Спози» («комнаты супругов») – парадной спальни в замке Сан-Джорджо (1465–74), скромный интерьер которой преобразован средствами иллюзионистич. живописи. Свод, украшенный портретами рим. цезарей, в центре раскрывается иллюзорным окулюсом, в котором видно небо и заглядывающие внутрь зрители. На сев. стене над камином – идеальный портрет герцога, окружённого домочадцами и слугами; на зап. стене – сцена встречи герцога Лодовико с сыном, кардиналом Франческо Гонзага, на фоне гор. пейзажа, составленного из античных зданий. Многочисл. иллюзионистич. детали стирают границы между реальным и живописным пространством, предвосхищая росписи Корреджо. Сев.-итал. традиция светских росписей обретает здесь новую жизнь благодаря ренессансным худож. средствам. По заказу Гонзага была выполнена также серия «Триумфы Цезаря» (ок. 1486–1505, королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон) – 9 холстов на тему завоевания Галлии Юлием Цезарем, написанная на основе др.-рим. лит. источников, которые дополнены воображением художника.
Монументальная манера письма уступает место тонкому рисунку и ювелирной изощрённости исполнения в работах со сложной гуманистич. программой, созданных для студиоло Изабеллы д’Эсте: «Парнас» (1495–97) и «Афина, изгоняющая пороки из сада добродетели» (1499–1502, обе – Лувр). Этими же качествами отличается и «Мадонна победы» (1495–96, Лувр), написанная в честь победы Франческо Гонзага над франц. войсками при Форново, – монументальный алтарный образ выполнен с тщательностью миниатюры.
Написанные в поздний период творчества религ. образы отличаются драматизмом, который достигается гипертрофией отд. приёмов: резкими перспективными сокращениями, натурализмом персонажей и др. («Мёртвый Христос», Пинакотека Брера, Милан; «Се Человек», музей Жакмар-Андре, Париж, обе – 1490-е гг., и др.).
М. внёс свой вклад в развитие гравюры: помимо работ, созданных резчиками по его рисункам, сохранились собственноручно выполненные мастером произведения в новой технике резцовой гравюры на меди необыкновенно крупного формата («Битва морских богов», «Вакханалии», «Положение во гроб» и др.), которые копировались уже при жизни художника. Гуманистич. образованность, знание античности, смелые эксперименты с перспективой определяют значение М. как одного из крупнейших ренессансных художников Сев. Италии.