ДЖУ́ЛИО РОМА́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖУ́ЛИО РОМА́НО (Giulio Romano; наст. имя и фам. Джулио Пиппи, Pippi) (1492 или 1499, Рим – 1.11.1546, Мантуя), итал. живописец, архитектор. Учился у Рафаэля в Риме, работал помощником в его мастерской. Принимал участие в росписях ватиканских Станц (гл. обр. в Станце дель-Инчендио, 1515–17, где заканчивал композиции «Пожар в Борго» и «Битва при Остии») и Зала Константина (1520–24, в сценах «Битва Константина с Максенцием», «Видение Константина», «Крещение Константина» и «Дар Константина Римской церкви»); вместе с Дж. Ф. Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля расписывал Лоджии папского дворца. По проектам Рафаэля создавал подготовительные рисунки для картонов серии шпалер (1515). После смерти Рафаэля заканчивал «Преображение Христа» (1516–20, Ватиканская пинакотека). Один из крупнейших представителей маньеризма. В парадных портретах и религ. живописи продолжал традиции Рафаэля, развивая их в сторону маньеристич. экспрессии контрастного и звучного колорита с резкими светотеневыми перепадами и смысловой усложнённости образного содержания («Рождество», Лувр, Париж).
В 1524 покинул Рим, работал в качестве придворного художника и архитектора при дворе герцогов Гонзага в Мантуе, где принимал участие в перестройке Палаццо Дукале (1536–38) и строительстве загородной резиденции герцога Ф. Гонзага – Палаццо дель-Те (1525–34). К шедеврам Д. Р. относятся росписи Зала гигантов (1532–34; см. илл. в ст. Гиганты) и Зала Психеи (1527–31) Палаццо дель-Те, в которых он проявил изобретательность в использовании иллюзионистич. и перспективных эффектов, предвосхищающих достижения плафонной живописи барокко. Ансамбль дворцового комплекса Палаццо дель-Те развивает принципы осевой композиции дворов Бельведера (арх. Д. Браманте, Ватикан) в Риме. Вариативность в применении обработанного и необработанного руста, мотивы витых колонн во дворе, атектоничность архит. решений, живописная и стукковая имитации разл. материалов отражали общие особенности архитектуры маньеризма в Италии.
Д. Р. оказал большое влияние на развитие маньеристич. живописи в Риме и в Сев. Италии. Историч. и мифологич. композиции Д. Р., его любовь к разнообразным декоративным эффектам в монументально-декоративной живописи способствовали формированию языка европ. придворного иск-ва кон. 16 в.