Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖУ́ЛИО РОМА́НО

Авторы: В. Д. Дажина
Джулио Романо. Внутренний двор Палаццо дель-Те в Мантуе. 1525–34.

ДЖУ́ЛИО РОМА́НО (Giulio Romano; наст. имя и фам. Джу­лио Пип­пи, Pippi) (1492 или 1499, Рим – 1.11.1546, Ман­туя), итал. жи­во­пи­сец, ар­хи­тек­тор. Учил­ся у Ра­фа­эля в Ри­ме, ра­бо­тал по­мощ­ни­ком в его мас­тер­ской. При­ни­мал уча­стие в рос­пи­сях ва­ти­кан­ских Станц (гл. обр. в Стан­це дель-Ин­чен­дио, 1515–17, где за­кан­чи­вал ком­по­зи­ции «По­жар в Бор­го» и «Бит­ва при Ос­тии») и За­ла Кон­стан­ти­на (1520–24, в сце­нах «Бит­ва Кон­стан­ти­на с Мак­сен­ци­ем», «Ви­де­ние Кон­стан­ти­на», «Кре­ще­ние Кон­стан­ти­на» и «Дар Кон­стан­ти­на Рим­ской церк­ви»); вме­сте с Дж. Ф. Пен­ни и Джо­ван­ни да Уди­не по эс­ки­зам Ра­фа­эля рас­пи­сы­вал Лод­жии пап­ско­го двор­ца. По про­ек­там Ра­фа­эля соз­да­вал под­го­то­ви­тель­ные ри­сун­ки для кар­то­нов се­рии шпа­лер (1515). По­сле смер­ти Ра­фа­эля за­кан­чи­вал «Пре­об­ра­же­ние Хри­ста» (1516–20, Ва­ти­кан­ская пи­на­ко­те­ка). Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей мань­е­риз­ма. В па­рад­ных порт­ре­тах и ре­лиг. жи­во­пи­си про­дол­жал тра­ди­ции Ра­фа­эля, раз­ви­вая их в сто­ро­ну мань­е­ри­стич. экс­прес­сии кон­тра­ст­но­го и звуч­но­го ко­ло­ри­та с резкими све­то­те­не­вы­ми пе­ре­па­да­ми и смы­сло­вой ус­лож­нён­но­сти об­раз­но­го со­дер­жа­ния («Ро­ж­де­ст­во», Лувр, Па­риж).

Джулио Романо и ученики. «Купание Марса и Венеры». Фрагмент росписи Зала Психеи Палаццо дель-Те в Мантуе. 1527–31.

В 1524 по­ки­нул Рим, ра­бо­тал в ка­че­ст­ве при­двор­но­го ху­дож­ни­ка и ар­хи­тек­то­ра при дво­ре гер­цо­гов Гон­за­га в Ман­туе, где при­ни­мал уча­стие в пе­ре­строй­ке Па­лац­цо Ду­ка­ле (1536–38) и строи­тель­ст­ве за­го­род­ной ре­зи­ден­ции гер­цо­га Ф. Гон­за­га – Па­лац­цо дель-Те (1525–34). К ше­дев­рам Д. Р. от­но­сят­ся рос­пи­си За­ла ги­ган­тов (1532–34; см. илл. в ст. Гиган­ты) и За­ла Пси­хеи (1527–31) Па­лац­цо дель-Те, в ко­то­рых он про­явил изо­бре­та­тель­ность в ис­поль­зо­ва­нии ил­лю­зио­ни­стич. и пер­спек­тив­ных эф­фек­тов, пред­вос­хищаю­щих дос­ти­же­ния пла­фон­ной жи­во­пи­си ба­рок­ко. Ан­самбль двор­цо­во­го ком­плек­са Па­лац­цо дель-Те раз­ви­ва­ет прин­ци­пы осе­вой ком­по­зи­ции дво­ров Бель­ве­де­ра (арх. Д. Бра­ман­те, Ва­ти­кан) в Ри­ме. Ва­риа­тив­ность в при­ме­не­нии об­ра­бо­тан­но­го и не­об­ра­бо­тан­но­го рус­та, мо­ти­вы ви­тых ко­лонн во дво­ре, атек­то­нич­ность ар­хит. ре­ше­ний, жи­во­пис­ная и стук­ко­вая ими­та­ции разл. ма­те­риа­лов от­ра­жа­ли об­щие осо­бен­но­сти ар­хи­тек­ту­ры мань­е­риз­ма в Ита­лии.

Д. Р. ока­зал боль­шое влия­ние на раз­ви­тие мань­е­ри­стич. жи­во­пи­си в Ри­ме и в Сев. Ита­лии. Ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ции Д. Р., его лю­бовь к раз­нооб­раз­ным де­ко­ра­тив­ным эф­фек­там в мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию язы­ка ев­роп. при­двор­но­го иск-ва кон. 16 в.

Лит.: Hartt F. Giulio Romano. New Haven, 1958. Vol. 1–2; Convegno in­ter­na­zio­na­le di studi su Giulio Romano e l’espansione euro­pea del Rinascimento. Mantova, 1989; Sal­vy G.-J. Giulio Romano, une manière extra­va­gan­te et moderne. P., 1994; Vinti F. Giulio Romano pittore e l’antico. Firenze, 1995; Giu­lio Roma­no. Cat. 2 ed. Mil., 2001.

Вернуться к началу