Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНТЕНБЛО́ ШКО́ЛЫ

ФОНТЕНБЛО́ ШКО́ЛЫ пер­вая и вто­рая, груп­пы ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров и со­з­дан­ные ими про­из­ве­де­ния в разл. ви­дах ис­кус­ст­ва, а так­же осо­бый стиль, сфор­ми­ро­вав­ший­ся в про­цес­се строи­тель­ст­ва и де­ко­ри­ро­ва­ния ко­ро­лев­ско­го зам­ка (двор­ца) в Фон­тенб­ло в пе­ри­од с 1530-х гг. до нач. 17 в. Ф. ш. – центр. яв­ле­ние франц. Воз­ро­ж­де­ния. По за­ка­зу франц. ко­ро­ля Фран­ци­ска I для оформ­ле­ния ин­терь­е­ров зам­ка бы­ла раз­ра­бо­та­на об­шир­ная ико­но­гра­фич. и ху­дож. про­грам­ма в итал. ду­хе, для во­пло­ще­ния ко­то­рой при­гла­ша­лись круп­ные пред­ста­ви­те­ли итал. мань­е­риз­ма: ху­дож­ни­ки Рос­со Фьо­рен­ти­но, Ф. При­ма­тич­чо, Ник­ко­ло дель’ Аб­ба­те, Л. Пен­ни, скульп­тор Б. Чел­ли­ни, арх. С. Сер­лио, рез­чик по де­ре­ву Ф. Ши­бек да Кар­пи. Они ра­бо­та­ли вме­сте с фран­цуз­ски­ми (А. Ка­рон) и ни­дер­ланд­ски­ми (Л. Ти­ри) мас­те­ра­ми, об­ра­зо­вав пер­вую Ф. ш. Наи­бо­лее ха­рак­тер­ные про­яв­ле­ния Ф. ш. – де­кор ин­терь­е­ра, где объ­е­ди­не­ны стук­ко­вая леп­ни­на и рель­е­фы с фре­ско­вой жи­во­пи­сью, по­зо­ло­той и де­рев. рез­ны­ми па­не­ля­ми. Его от­ли­ча­ют ком­по­зи­ции при­хот­ли­вых очер­та­ний (кар­ту­ши, ме­даль­о­ны, винь­ет­ки), ис­пол­нен­ный фан­та­зии изы­скан­ный ри­су­нок, оби­лие ор­на­мен­тов, варь­и­рую­щих рас­тит. и ан­тич­ные мо­ти­вы (в т. ч. гро­те­сков), а так­же мно­го­числ. об­на­жён­ные фи­гу­ры уд­ли­нён­ных про­пор­ций в слож­ных по­зах и ра­кур­сах: ин­терь­е­ры га­ле­реи Фран­ци­ска I (1528–44), ком­на­ты гер­цо­ги­ни д’Этан (1541–44), Баль­но­го за­ла (1552–56) в зам­ке Фон­тенб­ло.

Важ­ная со­став­ляю­щая Ф. ш. – гра­вёр­ная мас­тер­ская (1542–47; мас­те­ра А. Фан­туц­ци, Л. Да­ван, Ж. Минь­он, Р. Ми­лан и др.), где соз­да­ва­лись бы­ст­рые офор­ты, вос­про­из­во­дя­щие ком­по­зи­ции Рос­со Фьо­рен­ти­но, При­ма­тич­чо и Джу­лио Ро­ма­но, а так­же рез­цо­вая гра­вю­ра (До­ме­ни­ко дель Бар­бь­е­ре, Ж. Дю­му­тье, Р. Бу­айе и др.). Бла­го­да­ря гра­вю­рам, при­двор­ный стиль Ф. ш. 1530–1550-х гг. был адап­ти­ро­ван к разл. ви­дам де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва (юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, ме­бель, сто­ло­вые при­бо­ры, шпа­ле­ры, ор­на­мент), а так­же рас­про­стра­нил­ся во франц. иск-ве 2-й пол. 16 в. за пре­де­ла­ми зам­ка (твор­че­ст­во скульп­то­ра П. Бон­та­на, худ. Ж. Ку­зе­на Стар­ше­го, Ф. Клуэ, ин­терь­е­ры зам­ка Эку­ан и др.).

2-я школа Фонтенбло. «Портрет Габриэль Д’Эстре и её сестры герцогини де Виллар в ванне». Ок. 1594. Лувр (Париж).

При ко­ро­ле Ген­ри­хе IV де­ла­лись по­пыт­ки воз­ро­дить стиль пер­вой Ф. ш.: Т. Деб­рёй, Р. де Руд­жь­е­ри, А. Дю­буа, М. Фре­ми­не и мн. ано­ним­ные мас­те­ра («Порт­рет Габ­ри­эль Д’Эстре и её се­ст­ры гер­цо­ги­ни де Вил­лар в ван­не», ок. 1594, Лувр, Па­риж). Это рет­ро­спек­тив­ное яв­ле­ние 1590–1620-х гг. по­лу­чи­ло на­зва­ние вто­рой шко­лы Фон­тенб­ло.

Лит.: Béguin L. L’Ècole de Fontainebleau: Le maniérisme а̀ la cour de France. P., 1960; L’ ̀Ecole de Fontainebleau. [Cat.]. P., 1972; Во­ро­ни­на Т. С., Маль­це­ва Н. Л., Ста­ро­ду­бо­ва В. В. Ис­кус­ст­во Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах, Фран­ции, Анг­лии. М., 1994; Zerner H. L’art de la Renaissance en France: L’invention du classicisme. P., 2002.

Вернуться к началу