ФОНТЕНБЛО́ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОНТЕНБЛО́ ШКО́ЛЫ первая и вторая, группы художников и архитекторов и созданные ими произведения в разл. видах искусства, а также особый стиль, сформировавшийся в процессе строительства и декорирования королевского замка (дворца) в Фонтенбло в период с 1530-х гг. до нач. 17 в. Ф. ш. – центр. явление франц. Возрождения. По заказу франц. короля Франциска I для оформления интерьеров замка была разработана обширная иконографич. и худож. программа в итал. духе, для воплощения которой приглашались крупные представители итал. маньеризма: художники Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Никколо дель’ Аббате, Л. Пенни, скульптор Б. Челлини, арх. С. Серлио, резчик по дереву Ф. Шибек да Карпи. Они работали вместе с французскими (А. Карон) и нидерландскими (Л. Тири) мастерами, образовав первую Ф. ш. Наиболее характерные проявления Ф. ш. – декор интерьера, где объединены стукковая лепнина и рельефы с фресковой живописью, позолотой и дерев. резными панелями. Его отличают композиции прихотливых очертаний (картуши, медальоны, виньетки), исполненный фантазии изысканный рисунок, обилие орнаментов, варьирующих растит. и античные мотивы (в т. ч. гротесков), а также многочисл. обнажённые фигуры удлинённых пропорций в сложных позах и ракурсах: интерьеры галереи Франциска I (1528–44), комнаты герцогини д’Этан (1541–44), Бального зала (1552–56) в замке Фонтенбло.
Важная составляющая Ф. ш. – гравёрная мастерская (1542–47; мастера А. Фантуцци, Л. Даван, Ж. Миньон, Р. Милан и др.), где создавались быстрые офорты, воспроизводящие композиции Россо Фьорентино, Приматиччо и Джулио Романо, а также резцовая гравюра (Доменико дель Барбьере, Ж. Дюмутье, Р. Буайе и др.). Благодаря гравюрам, придворный стиль Ф. ш. 1530–1550-х гг. был адаптирован к разл. видам декоративно-прикладного иск-ва (ювелирные украшения, мебель, столовые приборы, шпалеры, орнамент), а также распространился во франц. иск-ве 2-й пол. 16 в. за пределами замка (творчество скульптора П. Бонтана, худ. Ж. Кузена Старшего, Ф. Клуэ, интерьеры замка Экуан и др.).
При короле Генрихе IV делались попытки возродить стиль первой Ф. ш.: Т. Дебрёй, Р. де Руджьери, А. Дюбуа, М. Фремине и мн. анонимные мастера («Портрет Габриэль Д’Эстре и её сестры герцогини де Виллар в ванне», ок. 1594, Лувр, Париж). Это ретроспективное явление 1590–1620-х гг. получило название второй школы Фонтенбло.