ЧЕЛЛИ́НИ БЕНВЕНУТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕЛЛИ́НИ (Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция – 13.2.1571, там же), итал. скульптор, ювелир, теоретик искусства, писатель. Один из гл. представителей флорентийского маньеризма. Для творчества Ч. характерна тщательная проработка деталей, натуралистичность изображения в сочетании с общей идеализацией худож. образов. Работал при разл. дворах, в т. ч. в Риме при папском дворе, в Фонтенбло при дворе Франциска I и во Флоренции при дворе герцога Козимо I Медичи. Среди немногих сохранившихся ювелирных произведений Ч. – золотая солонка Франциска I (1540–43, Худож.-историч. музей, Вена; см. илл. к ст. Декоративно-прикладное искусство). Также создавал медали и монеты. Отстаивал идею независимой от архитектуры, свободно стоящей круглой скульптуры: главное произведение Ч. – бронзовая статуя «Персей» в Лоджии-деи-Ланци во Флоренции (1545–54; см. илл. к ст. Маньеризм), др. значит. работы – рельеф «Нимфа Фонтенбло» (1542–43, бронза, Лувр, Париж), «Нарцисс» (1546–1547, мрамор), бюст Козимо I Медичи (1545–48, бронза; оба – Нац. музей Барджелло, Флоренция); «Распятие» (1556–1562, мрамор, мон. Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль).
Автобиография Ч. «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (созд. между 1558 и 1565, изд. в 1728) – выдающееся произведение итал. лит-ры 16 в. и важный историч. документ, свидетельствующий об изменениях, произошедших в самосознании и социальном положении художников в эпоху Позднего Возрождения. Также Ч. написал ок. 150 стихотворений и два теоретических трактата: «О ювелирном искусстве» и «О скульптуре» (оба 1568).