ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих худож. и утилитарные функции. Произведения Д.-п. и. связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником Д.-п. и. является народное творчество. В сферу Д.-п. и. входят изделия традиц. худож. промыслов и ремёсел, худож. пром-сти и профессионального авторского иск-ва. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 в. в Англии и применялся гл. обр. к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 в. в рос. искусствознании утверждается термин «Д.-п. и.» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.
Специфич. особенность произведений Д.-п. и. – неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения Д.-п. и. по их практич. назначению (орудия труда, мебель, посуда и т. д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету Д.-п. и. статус произведения иск-ва, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета к.-л. частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластич. строе. Декор обладает собств. эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (см. также Гравирование); он использует как орнамент (в т. ч. декоративные надписи – иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т. п., раскрывающие смысл изображений), так и разл. изобразит. элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистич. системой (см. также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластич. системе Д.-п. и. есть возможность использования и т. н. чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.
Другая фундам. особенность Д.-п. и. – синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение Д.-п. и. нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т. д.). Вследствие этой зависимости Д.-п. и. во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.
В Д.-п. и. образ вещи определяется связью между её эстетич. формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразит. природы Д.-п. и. как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (напр., цель гончарства или корзиноплетения – не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако др. примеры (антропоморфная керамика и т. п.), несущие в себе миметич. начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в Д.-п. и., проявляющейся прежде всего в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, мор. волну и т. п.). Дуализм эстетич. и функциональных задач обусловливает образную специфику Д.-п. и. (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).
Д.-п. и. как вид худож. деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоят. отрасль произ-ва. Дальнейшее обществ. разделение труда приводит к замене ремесленного произ-ва машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает худож. пром-сть, где находят себе место методы «прикладного иск-ва» – отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т. п. Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов Д.-п. и. особенно остро был поставлен во 2-й пол. 19 в., в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) произ-вом худож. ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения нац. традиций. Противопоставляя нар. кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип Д.-п. и. Дизайн, ставший с сер. 19 в. новым видом художественной деятельности в сфере пром. (массового) произ-ва, ограничил Д.-п. и. преим. созданием малотиражных серий ручных изделий (см. также Производственное искусство).
Типология
Каждая область Д.-п. и. имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетич. представлений и модой. Произведения Д.-п. и. различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.
Один из древнейших видов Д.-п. и. – посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлич., глиняная, фарфоровая, керамич., стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; см. также Художественные сосуды). Д.-п. и. включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады – в христианстве; мусульм. сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письм. приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т. п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т. п.); произведения глиптики; ювелирное иск-во; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (см. также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т. п.); одежду; отчасти – мелкую пластику (прежде всего игрушку).
Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях Д.-п. и. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в иск-ве Возрождения), карельская берёза (в эпоху рус. классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (напр., липа) – на изготовление посуды, ложек. С 17 в. в Европе стали использоваться привозные экзотич. сорта древесины.
Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тыс. до н. э. появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду. Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, т. н. каменную массу. Осн. способы украшения керамики – налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.
Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами Д.-п. и. являются др.-егип. многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки – коптские; шёлковые ткани Китая, инд. муслины, венецианская камка.
Мастера Д.-п. и. часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т. д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди разл. видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники – т. н. флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), рус. мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.
Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были гл. металлами в Д.-п. и., а их нехватка компенсировалась разл. техниками (гальваническое серебрение и золочение; с сер. 19 в. – гальванопластика). Осн. техники обработки металла – чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.
Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений Д.-п. и. (напр., техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).
Стекло по своим технологич. параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного англ. хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла – межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, худож. травление, иризация.
Родина лаков художественных – Древний Восток. В Европе они известны с 16 в.; в 17 в. голл. мастера стали расписывать дерев. шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее произ-ва расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 в., пика популярности они достигли в 19 в., особенно в Англии, Германии и России. В 20 в. Россия становится гл. центром лакового иск-ва (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).
Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европ. иск-ве в средние века и, особенно, в кон. 18 в. (англ. и франц. табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й пол. 19 в. для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.
Исторический очерк
Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамич. изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью худож. решений, выразительным сакрально-мифологич. сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и др. мотивами (напр., кит. сосуды эпохи неолита, 5–3-е тыс. до н. э.; керамика из Суз, 4-е тыс. до н. э.; трипольская керамика, кон. 3-го тыс. до н. э.).
Древнейшие вост. цивилизации в развитии Д.-п. и. достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (худож. обработка камня, металла, дерева, ювелирное иск-во, резьба по слоновой кости и т. д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели разл. тончайшими техниками обработки благородных металлов. Др.-вост. иск-во дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) – архит. детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (ок. 3-го тыс. до н. э.); расцвет стекольных мастерских, как и др. ремёсел, приходится на Новое царство (разл. форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Егип. мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европ. ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистич. своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая гор. цивилизация бронзового века оставила выразит. предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Зап. Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.
Своеобразие Д.-п. и. эгейского мира (см. Эгейская культура) оказало влияние на иск-во др. стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) – ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид худож. ремесла – керамика (полихромная со стилизованным узором, растит. мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории Д.-п. и. относится др.-греч. керамика – прежде всего красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (см. Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греч. работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греч. худож. традиций. В Д.-п. и. кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в сер. 1-го тыс. н. э. его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в ср.-век. искусстве.
Этруски, находясь под сильным греч. влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным иск-вом. Их тяга к овеществлённой в предметах Д.-п. и. демонстративной роскоши передалась преемникам – древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков – формы и орнамент. В рим. декоре много чрезмерного, лишённого греч. вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского Д.-п. и. стали изобретение техники выдувания стекла (1 в. до н. э.), произ-во прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла – серебряные сосуды (напр., клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках г. Помпеи).
Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в ср.-век. эпоху сохранились характерные виды и формы Д.-п. и. (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего изобретение фарфора) и др.
В древней (доколумбовой) Америке существовало неск. цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Осн. ремёслами были гончарство, худож. обработка камня, в т. ч. и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное иск-во. Керамика относится к лучшим достижениям др.-амер. иск-ва, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).
Характерная особенность ср.-век. иск-ва стран Ближнего Востока, Сев. Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, – тяга к красочности, к самоценному декору, геометрич. орнаменту (с растит. мотивами, стилизованными до абстракции, см. Арабеска); в Д.-п. и. Ирана сохранялась и изобразит. традиция. Гл. видами Д.-п. и. мусульм. стран были керамика, ткачество, произ-во оружия и предметов роскоши. Керамика (преим. орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), ср.-век. Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Ср. Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европ. Д.-п. и. 15–16 вв. Сине-белый кит. фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 в. расцветает тур. полихромный фаянс из Изника. Мусульм. культура оставила также много образцов худож. стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Ср. Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и араб. мастера на Сицилии – шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) – бархат; в Иране (в Багдаде) – шёлковые драпировки; в Дамаске – т. н. дамасские ткани.
Византия стала наследницей мн. худож. ремёсел античности: стеклоделия, иск-ва мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые – технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием вост. культур) предметы роскоши; соответственно стиль визант. Д.-п. и. был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в т. ч. Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 в.).
В Европе новые формы Д.-п. и. сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран араб. мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и гор. цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, иск-во мозаики и глиптики, ювелирное иск-во; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала мн. характерные для той эпохи ремёсла; особенности готич. стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в т. ч. свадебные сундуки (в Италии – кассоне, украшенные резьбой и росписью)].
В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному иск-ву, резьбе по дереву и камню. Характерными типами рус. мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т. п.; декоративная «резь» 17 в. получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й пол. 17 в. – Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й пол. 17 в. в рус. Д.-п. и. начинается бурное развитие нар. промыслов (изразцовое произ-во, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).
В эпоху Возрождения худож. ремесло приобретает принципиально авторский и преим. светский характер. Появляются новые виды Д.-п. и., возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в произ-ве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классич. ордер и характерный орнамент – гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итал. майолика, глиптика, ювелирное иск-во (Б. Челлини), худож. обработка металла [«дольчатый стиль» в голл. и нем. серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и франц. керамика (произ-во Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).
Д.-п. и. эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В произ-ве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т. п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. – в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием флам. коврового иск-ва (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются произ-во мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.
В эпоху рококо (18 в.) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели – бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), разл. типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В нач. 18 в. в Майсене (Саксония) была открыта первая европ. мануфактура по произ-ву фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европ. фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Имп. фарфоровый завод близ С.-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель (франц. лаки бр. Мартен). В 1670-х гг. в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (т. н. англ. хрусталь); техника его произ-ва широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.
На Д.-п. и. эпохи классицизма 2-й пол. 18 в., позднее и ампира повлияли археологич. раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (см. Помпеянский стиль). Созданный бр. Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в Д.-п. и., в частности в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, бр. Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластич. украшения (франц. позолоченная бронза П. Ф. Томира), худож. серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное иск-во. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к кон. 18 в. Майсен уступает статус гл. европ. производителя фарфора франц. севрскому фарфору; выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, С.-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений Д.-п. и. занимались мн. крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов – люстры).
В эпоху бидермайера произведения Д.-п. и. отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (сер. 19 в.) проявился в стилистич. разнообразии используемых историч. стилей, также в унификации подходов и худож. приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор иск-ва 18 в.; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в Д.-п. и. романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готич. мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готич. иск-ва (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т. п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники – многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С сер. 1840-х гг. во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов разл. стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.
Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании об-вом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в кон. 19 в. стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразит. иск-вом и принял во многих странах разл. формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, худож. многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совм. с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европ. произ-ве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В рус. модерне, в его национально-романтич. ветви проявился неорусский стиль – особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской кн. М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского уч-ща.
Новейшая история Д.-п. и. начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19–20 вв. по всей Европе и в США нового вида творч. деятельности – дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е гг. (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрич. формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).
Рус. иск-во после 1917 развивалось на новой идеологич. и эстетич. основе. Художники пытались средствами иск-ва передать дух эпохи (т. н. агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С кон. 1950-х гг. в сов. Д.-п. и. наряду с активным развитием худож. пром-сти (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленингр. стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и нар. промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; см. Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское иск-во.
Развитие Д.-п. и. в 20 в. обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразит. возможности новых материалов, имитационность и творч. цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» Д.-п. и., вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов иск-ва (прежде всего – дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед Д.-п. и. в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в дерев. рамах и т. п.).