Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ВРСКИЙ ФАРФО́Р

Севрский фарфор. Ваза для цветов работы неизвестных мастеров. 1760. Лувр (Париж).

СЕ́ВРСКИЙ ФАРФО́Р, ху­дож. из­де­лия фар­фо­ро­во­го за­во­да в Сев­ре, близ Па­ри­жа, во Фран­ции. Фар­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра ос­но­ва­на в 1740 в Вен­се­не и в 1756 пе­ре­ве­де­на в Севр. С 1759 – ко­ро­лев­ская, за­тем имп., с 1871 – на­цио­наль­ная; с 2012 (по­сле объ­е­ди­не­ния с Нац. му­зе­ем ке­ра­ми­ки в Сев­ре и Му­зе­ем А. Дю­бу­ше в Ли­мо­же) – Cité de la céramique – Sèvres & Limoges. До 1800 сер­ви­зы, ва­зы и др. из­де­лия про­из­во­ди­лись гл. обр. из мяг­ко­го фар­фо­ра (без као­ли­на), лег­ко­плав­ко­го, об­жи­гаю­ще­го­ся при срав­ни­тель­но не­вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре. Это по­зво­ля­ло дос­тиг­нуть соч­но­сти и неж­но­сти изы­скан­но­го кра­соч­но­го дроб­но­го де­ко­ра, час­то с изо­бра­зит. мо­ти­ва­ми в ме­даль­о­нах на цвет­ном фо­не. С нач. 1770-х гг. про­из­во­дил­ся и твёр­дый фар­фор-би­ск­вит, пре­ж­де все­го для из­го­тов­ле­ния отд. фи­гур и групп (см. илл. к ст. Би­ск­вит). С ма­ну­фак­ту­рой со­труд­ни­ча­ли мн. скульп­то­ры, ху­дож­ни­ки и ди­зай­не­ры – Л. С. Буа­зо, Ф. Бу­ше, Ж. Б. Де­фер­не, Ш. Пер­сье, Э. М. Фаль­ко­не; в кон. 19–20 вв. – Ар­ман, Х. Арп, Э. Ги­мар, А. Кол­дер, Ж. Люр­са, Р. Мат­та, С. По­ля­ков, О. Ро­ден и др. Ма­ну­фак­тура со­хра­ня­ет зна­че­ние гл. цен­тра произ-ва ху­дож. фар­фо­ра во Фран­ции.

Лит.: Pinot de Villechenon M. N. Sèvres: porcelain from the Sèvres Museum, 1740 to the present day. L., 1997; D’Albis A. Traité de la porcelaine de Sèvres. Dijon, 2003; Ка­за­ке­вич Н. И. Севр­ский фар­фор ХVIII ве­ка в Эр­ми­та­же. СПб., 2003; Би­рю­ко­ва Н. Ю., Ка­за­ке­вич Н. И. Севр­ский фар­фор XVIII ве­ка. СПб., 2005.

Вернуться к началу