ГИМА́Р ЭКТОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИМА́Р (Guimard) Эктор (Эктор Жермен) (10.3.1867, Лион – 20.5.1942, Нью-Йорк), франц. архитектор, дизайнер. Один из ведущих мастеров ар нуво во Франции. Учился в Париже – в Школе декоративных искусств и в Школе изящных искусств. В ранних работах заметно влияние неоготики Э. Виолле-ле-Дюка (школа Сакре-Кёр в Париже, 1895; Павильон электричества на Всемирной выставке 1889 в Париже и др.). В 1895 посетил Брюссель, где познакомился с творчеством В. Орта, под влиянием которого перешёл к новому стилю (дом Кастель-Беранже, 1894–98; концертный зал «Юмбер-де-Романс», 1897–1901, разобран в 1905; оба – в Париже; Кастель-Анриет в Севре, 1899, и др.). С 1896 занимался оформлением входов на станции парижского метрополитена (разработал стандартные модульные элементы, производство которых продолжалось до 1913). Сохранились варианты с открытыми лестницами, в т. ч. оформленные аркой из металлич. «стеблей» (станция «Сите» и др.), также в форме стеклянного навеса («Аббес» на Монмартре и др.) и павильона («Порт Дофин»). В своих проектах Г. стремился к стилистич. единству архитектуры и обстановки (собств. дом на авеню Моцарт в Париже, 1909), строил виллы и доходные дома (на ул. Анри Эн в Париже, 1925, и др.). После 1939 жил в Нью-Йорке с женой, амер. художницей Аделин Оппенхейм (Oppenheim; 1872 или 1875–?).