ОРТА́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРТА́ (Horta) Виктор (6.1.1861, Гент – 8.9.1947, Брюссель), бельг. барон (с 1932); архитектор, дизайнер и педагог. В 1874–1877 учился в АХ в Генте. С 1878 работал в мастерской декоратора Ж. Дебюссона в Париже, в 1880 вернулся в Бельгию; в 1881–84 учился в Королевской АХ в Брюсселе. С 1884 там же работал в архит. бюро А. Бала; под его руководством участвовал в проектировании комплекса королевских оранжерей в Лакене, близ Брюсселя, где освоил приёмы работы с металлостеклянными конструкциями. Его первой самостоят. постройкой стал «Храм человеческих страстей» (проект, 1890; 1891–97, перестроен О. в 1909–10) в брюссельском Парке 50-летия – павильон в классицистич. формах для постоянного экспонирования одноим. рельефа Ж. Ламбо. В 1890 О. открыл собств. бюро в Брюсселе. С этого момента начинается зрелый период его творчества, связанный с ар нуво – франко-бельгийской версией стиля модерн, одним из основоположников которого стал О.; его творч. кредо сформировалось под влиянием символизма, идей Э. Виолле-ле-Дюка, движения «Искусства и ремёсла» и др. О. возвёл революционный в архит. отношении отель Тассель (1893–94), считающийся первой постройкой модерна в Европе: его свободный план из различных по форме и величине помещений организован вокруг металлич. лестницы, а пластика внутр. убранства основана на свободно изгибающихся линиях – стилизованных флоральных мотивах, причём в качестве декоративных элементов выступают детали конструкции. Эта постройка стала первой в серии брюссельских особняков, где воплотились эстетич. принципы нового стиля: отели Виссингер (1894–97), Сольвей (1895–98; ныне музей), ван Этвелде (1895–97; зап. крыло, 1889–1900; вост. крыло, 1900–01; см. илл. к ст. Брюссель), собств. дом-студия (1898–1901, ныне Музей О.) и мн. др. Также он проектировал обществ. здания, наиболее известное – Народный дом (1895–99, не сохр.), штаб-квартира Бельг. рабочей партии, где О. обнажает металлич. каркас, почти не используя облицовку фасада; зал для собраний в мансарде здания – с нервюрным перекрытием, демонстрировавшим единство конструктивной и эстетич. функции металлоконструкций. Новаторство творчества О. 1890-х гг. заключалось как в отказе от эклектизма и прямого подражания стилям прошлого, так и в создании им формального репертуара, основанного на оригинальных пластич. решениях модерна, отвечавших возможностям совр. материалов и технологий их обработки. Работал также как дизайнер, создавая для своих построек (в первую очередь, особняков) фурнитуру, мебель, предметы быта.
После 1903 О. отходит от принципов модерна, тяготея к неоклассицизму; мастер остался безучастным к идеям архит. модернизма, развивавшегося после 1-й мировой войны. Поздние произведения О. – преим. крупные обществ. сооружения: универмаг «Grand Bazar Ansprach» во Франкфурте-на-Майне (1903, не сохр.), Дворец искусств (1922–28) и Центр. вокзал (в русле ар деко; проект, 1910–36, строительство с 1937; в 1946–52 шло под рук. арх. М. Брюнфо) в Брюсселе, Музей изящных искусств в Турне (1928; см. илл. к ст. Бельгия) и др. Председатель междунар. жюри конкурса (1925–1927) на проект здания штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве. Преподавал в Свободном ун-те Брюсселя (1892–1911; проф. ф-та прикладных наук), Королевской АХ в Брюсселе (с 1912; в 1913–16 директор; с 1925 директор секции изобразит. искусств), Высшем ин-те изобразит. искусств в Антверпене (при Королевской АХ; с 1919). Его последователями были Х. ван де Велде, П. Анкар и Э. Гимар. Раннее творчество О. оказало влияние на рос. архитекторов рубежа 19–20 вв., в частности на Л. Н. Кекушева. Ряд построек О. (отели Тассель, Сольвей, ван Этвелде и собств. дом-студия в Брюсселе) включены в список Всемирного наследия.