Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРТА́

Авторы: И. Е. Печёнкин

ОРТА́ (Horta) Вик­тор (6.1.1861, Гент – 8.9.1947, Брюс­сель), бельг. ба­рон (с 1932); ар­хи­тек­тор, ди­зай­нер и пе­да­гог. В 1874–1877 учил­ся в АХ в Ген­те. С 1878 ра­бо­тал в мас­тер­ской де­ко­ра­то­ра Ж. Де­бюс­со­на в Па­ри­же, в 1880 вер­нул­ся в Бель­гию; в 1881–84 учил­ся в Ко­ро­лев­ской АХ в Брюс­се­ле. С 1884 там же ра­бо­тал в ар­хит. бю­ро А. Ба­ла; под его ру­ко­во­дством уча­ст­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии ком­плек­са ко­ро­лев­ских оран­же­рей в Ла­ке­не, близ Брюс­се­ля, где ос­во­ил приё­мы ра­бо­ты с ме­тал­ло­стек­лян­ны­ми кон­ст­рук­ция­ми. Его пер­вой са­мо­сто­ят. по­строй­кой стал «Храм че­ло­ве­че­ских стра­стей» (про­ект, 1890; 1891–97, пе­ре­стро­ен О. в 1909–10) в брюс­сель­ском Пар­ке 50-ле­тия – па­виль­он в клас­си­ци­стич. фор­мах для по­сто­ян­но­го экс­по­ни­ро­ва­ния од­но­им. рель­е­фа Ж. Лам­бо. В 1890 О. от­крыл собств. бю­ро в Брюс­се­ле. С это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся зре­лый пе­ри­од его твор­че­ст­ва, свя­зан­ный с ар ну­во – фран­ко-бель­гий­ской вер­си­ей сти­ля мо­дерн, од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков ко­то­ро­го стал О.; его творч. кре­до сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем сим­во­лиз­ма, идей Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка, дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» и др. О. воз­вёл ре­во­лю­ци­он­ный в ар­хит. от­но­ше­нии отель Тас­сель (1893–94), счи­таю­щий­ся пер­вой по­строй­кой мо­дер­на в Ев­ро­пе: его сво­бод­ный план из раз­лич­ных по фор­ме и ве­ли­чи­не по­ме­ще­ний ор­га­ни­зо­ван во­круг ме­тал­лич. ле­ст­ни­цы, а пла­сти­ка внутр. уб­ран­ст­ва ос­но­ва­на на сво­бод­но из­ги­баю­щих­ся ли­ни­ях – сти­ли­зо­ван­ных фло­раль­ных мо­ти­вах, при­чём в ка­че­ст­ве де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов вы­сту­па­ют де­та­ли кон­ст­рук­ции. Эта по­строй­ка ста­ла пер­вой в се­рии брюс­сель­ских особ­ня­ков, где во­пло­ти­лись эс­те­тич. прин­ци­пы но­во­го сти­ля: оте­ли Вис­син­гер (1894–97), Соль­вей (1895–98; ны­не му­зей), ван Эт­вел­де (1895–97; зап. кры­ло, 1889–1900; вост. кры­ло, 1900–01; см. илл. к ст. Брюс­сель), собств. дом-сту­дия (1898–1901, ны­не Му­зей О.) и мн. др. Так­же он про­ек­ти­ро­вал об­ществ. зда­ния, наи­бо­лее из­вест­ное – На­род­ный дом (1895–99, не сохр.), штаб-квар­ти­ра Бельг. ра­бо­чей пар­тии, где О. об­на­жа­ет ме­тал­лич. кар­кас, поч­ти не ис­поль­зуя об­ли­цов­ку фа­са­да; зал для со­б­ра­ний в ман­сар­де зда­ния – с нер­вюр­ным пе­ре­кры­ти­ем, де­мон­ст­ри­ро­вав­шим един­ст­во кон­ст­рук­тив­ной и эс­те­тич. функ­ции ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций. Но­ва­тор­ст­во твор­че­ст­ва О. 1890-х гг. за­клю­ча­лось как в от­ка­зе от эк­лек­тиз­ма и пря­мо­го под­ра­жа­ния сти­лям про­шло­го, так и в соз­да­нии им фор­маль­но­го ре­пер­туа­ра, ос­но­ван­но­го на ори­ги­наль­ных пла­стич. ре­ше­ни­ях мо­дер­на, от­ве­чав­ших воз­мож­но­стям совр. ма­те­риа­лов и тех­но­ло­гий их об­ра­бот­ки. Ра­бо­тал так­же как ди­зай­нер, соз­да­вая для сво­их по­стро­ек (в пер­вую оче­редь, особ­ня­ков) фур­ни­ту­ру, ме­бель, пред­ме­ты бы­та.

В. Орта. Отель Тассель в Брюсселе. Вестибюль. 1893–94.

По­сле 1903 О. от­хо­дит от прин­ци­пов мо­дер­на, тя­го­тея к не­оклас­си­циз­му; мас­тер ос­тал­ся без­у­ча­ст­ным к иде­ям ар­хит. мо­дер­низ­ма, раз­ви­вав­ше­го­ся по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. Позд­ние про­из­ве­де­ния О. – пре­им. круп­ные об­ществ. со­ору­же­ния: уни­вер­маг «Grand Bazar An­sprach» во Франк­фур­те-на-Май­не (1903, не сохр.), Дво­рец ис­кусств (1922–28) и Центр. вок­зал (в рус­ле ар де­ко; про­ект, 1910–36, строи­тель­ст­во с 1937; в 1946–52 шло под рук. арх. М. Брюн­фо) в Брюс­се­ле, Му­зей изящ­ных ис­кусств в Тур­не (1928; см. илл. к ст. Бель­гия) и др. Пред­се­да­тель ме­ж­ду­нар. жю­ри кон­кур­са (1925–1927) на про­ект зда­ния штаб-квар­ти­ры Ли­ги На­ций в Же­не­ве. Пре­по­да­вал в Сво­бод­ном ун-те Брюс­се­ля (1892–1911; проф. ф-та при­клад­ных на­ук), Ко­ро­лев­ской АХ в Брюс­се­ле (с 1912; в 1913–16 ди­рек­тор; с 1925 ди­рек­тор сек­ции изо­бра­зит. ис­кусств), Выс­шем ин-те изо­бра­зит. ис­кусств в Ан­твер­пе­не (при Ко­ро­лев­ской АХ; с 1919). Его по­сле­до­ва­те­ля­ми бы­ли Х. ван де Вел­де, П. Ан­кар и Э. Ги­мар. Ран­нее твор­че­ст­во О. ока­за­ло влия­ние на рос. ар­хи­тек­то­ров ру­бе­жа 19–20 вв., в ча­ст­но­сти на Л. Н. Ке­ку­ше­ва. Ряд по­стро­ек О. (оте­ли Тас­сель, Соль­вей, ван Эт­вел­де и собств. дом-сту­дия в Брюс­се­ле) вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Соч.: Memoires. Brux., 1985.

Лит.: Borsi F., Portoghesi P. V. Horta. N. Y., 1991; Го­рю­нов ВС., Туб­ли МП. Ар­хи­тек­ту­ра эпо­хи мо­дер­на. СПб., 1992; V. Horta. Düsseldorf, 2003; Aubry F. Horta, ou la passion de l’architecture. Ghent, 2005; Aubry F., Bastin Ch., Evrard J. The Brussels of Horta. Ghent, 2007.

Вернуться к началу