ФАЛЬКОНЕ́ ЭТЬЕНН МОРИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАЛЬКОНЕ́ (Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж – 24.1.1791, там же), франц. скульптор, теоретик искусства. Сын столяра, первые навыки работы с камнем получил в мастерской дяди, Н. Гильома. Учился у Ж. Б. Лемуана в Париже (1734–44). Под влиянием Дж. Л. Бернини и П. Пюже создал отличающуюся барочной патетикой гипсовую модель скульптурной группы «Милон Кротонский» (1744, Эрмитаж, С.-Петербург), за которую был принят в парижскую АХ; получил звание академика за перевод группы в мрамор (1754, Лувр, Париж). В отличие от современников, Ф. не был в Италии: с античной и итал. скульптурой знакомился по слепкам и гравюрам; изучал классические языки, историю и литературу. Дружил с Д. Дидро, восторженно отзывавшимся о произведениях Ф.; ему покровительствовала Ж. А. Помпадур.
В 1750–60-е гг. формируется стилистич. манера Ф., сочетающая в себе эстетику чувственного рококо и рациональность классицизма («Флора», 1751, Эрмитаж; «Мадам Помпадур в виде Венеры с голубями», 1755–57, Нац. галерея, Вашингтон; «Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр; «Зима», 1763–71, Эрмитаж). Особый успех и признание Ф. приносят выставленные в Салоне 1757 скульптуры «Купальщица» (гипс – Эрмитаж, мрамор – Лувр) и «Грозящий Амур» (Эрмитаж). По протекции Помпадур Ф. становится директором скульптурной мастерской фарфорового завода в Севре (см. Севрский фарфор) (1757–66), где исполнил ок. 100 моделей для мелкой пластики: самостоят. работы и по рисункам Ф. Буше. Повлиял на стиль продукции мануфактуры; время его руководства обозначают как «период Фальконе» («Дети, играющие в лотерею», 1757; «Оракул», 1766, обе – Нац. музей керамики, Севр). В 1753–66 принимает участие в реконструкции и создании скульптурной декорации капелл Распятия и Св. Девы в ц. Св. Роха в Париже (сохранилось только «Моление о чаше»; установленная на груде необработанных камней скульптура демонстрирует барочный контраст естеств. фактуры и отполиров. поверхности, в дальнейшем использованный Ф. в памятнике Петру I).
После смерти Помпадур (1764) Ф. оказывается в затруднительном финансовом положении. По рекомендации Д. Дидро, состоящего в переписке с Екатериной II, Ф. приглашён в Россию для создания памятника Петру I в С.-Петербурге («Медный всадник»; 1766–78), выполненного им совм. с ученицей М. А. Колло (исполнила голову статуи). Не дождавшись открытия памятника (1782; из-за конфликтов с И. И. Бецким), в 1778 Ф. уезжает в Амстердам. В Париже с 1780. Ректор парижской АХ (с 1783).
Как теоретик искусства Ф. в «Размышлениях о скульптуре» (Париж, 1761), написанных по просьбе Д. Дидро для его «Энциклопедии», отстаивал превосходство совр. иск-ва над древним, роль творческого начала и обращения к природе в противовес слепому подражанию античности и жёсткому следованию канону. Свои мысли об иск-ве излагал также в переписке с Дидро (1765–73) и Екатериной II (1767–78).