БЕРНИ́НИ ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРНИ́НИ (Bernini) Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) (7.12.1598, Неаполь – 28.11.1680, Рим), итальянский архитектор, скульптор, живописец и сценограф. Учился у отца, скульптора и архитектора Пьетро Б. (1562–1629), который переехал в Рим вместе с семьёй в 1605 или 1606. Творч. жизнь Б. связана в осн. с Римом, где он являлся ведущей фигурой в худож. жизни в период понтификатов пап Урбана VIII и Александра VII.
Крупнейший мастер барокко, Б. наиболее последовательно выразил осн. принципы эстетики и худож. языка этого стиля. Опираясь на опыт изучения античной скульптуры и творчества Микеланджело, Б. сыграл важную роль в формировании декоративной, надгробной и портретной пластики барокко. Его градостроит. проектам и архит. композициям свойственны пространственный размах, выразит. пластика крупных тектонич. форм, зрелищность и театральность в использовании перспективных эффектов, стремление к целостности ансамблевых решений. К наиболее значит. произведениям принадлежит ансамбль пл. Св. Петра (1657–63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Б. организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются разл. архит. перспективы собора и зданий Ватикана. В церковном зодчестве Б. (ц. Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653–58) выразит. игра контрастных пластич. форм, сочетание скульптуры и тектонич. элементов архит. декора создают напряжение рельефной поверхности стены, а криволинейные очертания планов динамизируют восприятие интерьера, обогащают его дополнительными пластич. и пространственными эффектами.
Стремление к ансамблевому сочетанию архитектуры и пластики проявилось в лучших творениях Б.-скульптора и декоратора. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Св. Петра (1624–33), осеняющий гробницу ап. Петра и украшенный позолоченной бронзой витых колонн, декоративной скульптурой и фигурками трубящих ангелов; он составляет единое целое с исполненной Б. позднее кафедрой св. Петра (1657–66) в алтарной нише собора. Декоративный талант Б. проявился в его любви к разнообразию материалов и форм, к их живописному сочетанию. Используя мраморную полихромную инкрустацию, сочетая белый мрамор статуй с патиной и позолотой бронзы, учитывая разнообразные световые и иллюзионистические эффекты, Б. добивался яркости и эмоциональной приподнятости, величия и великолепия, которые отвечали риторич. природе иск-ва барокко. Эти качества Б. проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663–1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в ц. Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647–52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз св. Терезы» – наиболее чувственное и мистическое произведение мастера. По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистич. имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок; используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622–25, галерея Боргезе, Рим). В портретах-бюстах Б. сочетал психологич. остроту образной характеристики модели с декоративной пышностью и парадной репрезентативностью (кардинал Шипионе Боргезе, 1632, галерея Боргезе, Рим; Констанция Бонарелли, ок. 1635, Нац. музей Барджелло, Флоренция; герцог Франческо д’Эсте, 1650–51, Музей д’Эсте, Модена; все – мрамор).
Посетил Париж (1665) по приглашению Людовика XIV, где выполнил проект вост. фасада Лувра (не реализован) и портретный бюст короля (мрамор, 1665, Нац. музей Версаля и Трианонов).
Творчество Б. оказало большое влияние на типы барочного надгробия, сочетающего архитектуру, скульптуру, разнообразные декоративные формы и материалы (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII в соборе Св. Петра в Риме). Тема бренности жизни и таинства смерти нашла полное драматизма решение в статуе умирающей св. Людовики Альбертони (мрамор, 1671–75; капелла Альтьери ц. Сан-Франческо-а-Рипа в Риме). С именем Б. связана рим. традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроит. элемента, формирующего ансамбль площади, – фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642–43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648–51). Как театральный декоратор Б. участвовал в постановках в театре Барберини, также в собств. театре, для которого сочинял комедии. Среди живописных работ – «Автопортрет» (Уффици, Флоренция).