БУШЕ́ ФРАНСУА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУШЕ́ (Boucher) Франсуа (29.9.1703, Париж – 30.5.1770, там же), франц. живописец, сценограф, рисовальщик и гравёр. Учился у отца, живописца Никола Буше (ок. 1671–1743); в 1727–31 жил в Риме. С 1734 чл. Королевской академии живописи и скульптуры (в 1765–68 директор); «первый живописец короля» (с 1765). Один из гл. мастеров франц. рококо, Б. в начале творч. пути испытал влияние А. Ватто (гравировал его картины) и Дж. Б. Тьеполо. Писал картины с мифологич., пасторальными, жанровыми сценами («Ринальдо и Армида», 1734, Лувр, Париж; «Триумф Венеры», 1740, Нац. музей, Стокгольм; «Купание Дианы», 1742, Лувр, и др.); идиллич. пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зелёных тонах («Вид в окрестностях Бове», нач. 1740-х гг., Эрмитаж, С.-Петербург), портреты (серия портретов маркизы де Помпадур, покровительствовавшей художнику). 1730–50-е гг. – период расцвета таланта Б.; он исполнил много декоративных работ по заказам Людовика XV и европ. аристократов, с неистощимой фантазией решая сложные композиц. задачи: в Версале – панно и плафоны для жилых апартаментов дворца («Венера и Вулкан», 1747, ныне Лувр, и др.); для Королевской б-ки и отеля Субиз в Париже, дворцов Бельвю (1750) и Фонтенбло (1753). В поздних произведениях, с их условным колоритом (обилие оттенков розового и голубого), изысканным сплетением линий и сложными ракурсами, усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление «фарфоровости» фигур; Д. Дидро резко упрекал Б. в бездумной лёгкости и холодности.
Много работал как иллюстратор («История Франции» Г. Даниэля, опубл. в 1729; «Сочинения» Мольера, 1734–35, и др.). С 1735 Б. выполнял картоны для гобеленов – для королевских мануфактур в Бове и Париже (в 1755–65 инспектор), эскизы для фарфоровых изделий Венсеннской и Севрской (1757–67) мануфактур. Оформлял спектакли Королевской академии музыки (опера-балет «Галантная Индия» Ж. Ф. Рамо, 1735; «Персей» Ж. Б. Люлли, 1746; «Кастор и Поллукс» Рамо, 1764, и др.). В последнее десятилетие жизни продолжал много работать над картинами («Поклонение волхвов», 1764, Нац. музей, Версаль), рисунками (в т. ч. иллюстрации к произведениям Овидия, 1767) и оперными декорациями, неизменно создавая образ счастливого и безмятежного мира. Среди учеников Б. – Ж. О. Фрагонар.