ТЬЕ́ПОЛО ДЖОВАННИ БАТТИСТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЬЕ́ПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция – 27.3.1770, Мадрид), итал. живописец, рисовальщик, гравёр. Учился в мастерской Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяццетты. Ранние работы Т. выполнены в стилистике венецианского тенебризма, в них заметны также элементы стиля рококо. Их отличают беспокойные формы и контрастная светотень [серия картин на сюжеты из др.-рим. истории для палаццо Дольфин в Венеции (между 1728–30, Эрмитаж, С.-Петербург; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Худож.-историч. музей, Вена), росписи Архиепископского дворца в Удине (1725–26), алтарные образы «Обучение Богоматери» для ц. Санта-Мария-Консолационе (1732–34) и «Мученичество св. Варфоломея» для ц. Сан-Стае (1722) в Венеции]. К 1730-м гг. росписи Т. наполняются разнообразными эффектами света, которые подчёркивают иллюзионизм сцен, исполненных драматич. экспрессии (плафоны церквей Джезуати, 1737–39, и Скальци, 1743–44, обе в Венеции; фрески Палаццо Клеричи в Милане, 1740).
С 1750-х гг. Т. становится ведущим мастером венецианской школы; исполняет росписи Палаццо Лабиа (1746–47) и Ка-Редзонико (1758) в Венеции, вилл Вальмарана близ Виченцы (1757) и Пизани в Стра (1760–62). Работает по заказам иностр. дворов [плафоны архиепископской резиденции в Вюрцбурге (1750–53; см. илл. к ст. Германия) и Королевского дворца в Мадриде (1762–1766)]. Сотрудничество с квадратуристом Дж. Менгоцци-Колонной помогает Т. создавать головокружительные сценографич. эффекты, покрывая поверхности стен и плафонов многоплановыми ведутами, увиденными с неожиданных ракурсов и исполненными пространственной динамики, световоздушных эффектов и живописной свободы. Творчество Т. завершает развитие итал. монументально-декоративной живописи 16–18 вв., знаменуя собой её вершину.
Во многих картинах на мифологич. и историч. сюжеты («Триумф Амфитриты», ок. 1740, КГ, Дрезден, и др.) Т. использует монументальные декорации, экзотич. костюмы, античную скульптуру, театральные эффекты. Известен также как портретист («Собрание в Арене», 1748–50, Пинакотека, Удине), мастер «живописного» рисунка. Автор серий офортов «Vari capricci» («Разнообразные причуды») и «Scherzi di fantasia» («Шутки фантазии»).
Его сыновья – живописец, рисовальщик и гравёр Джованни Доменико (1727–1804) и живописец Лоренцо (1736–76) Тьеполо.