Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЬЕ́ПОЛО ДЖОВАННИ БАТТИСТА

Дж. Б. Тьеполо. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». 1743. Эрмитаж (С.-Петербург).

ТЬЕ́ПОЛО (Tiepolo) Джо­ван­ни Бат­ти­ста (5.3.1696, Ве­не­ция – 27.3.1770, Мад­рид), итал. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, гра­вёр. Учил­ся в мас­тер­ской Г. Лад­за­ри­ни, ис­пы­тал влия­ние П. Ве­ро­не­зе и Дж. Б. Пьяц­цет­ты. Ран­ние ра­бо­ты Т. вы­пол­не­ны в сти­ли­сти­ке ве­не­ци­ан­ско­го те­неб­риз­ма, в них за­мет­ны так­же эле­мен­ты сти­ля ро­ко­ко. Их от­ли­ча­ют бес­по­кой­ные фор­мы и кон­тра­ст­ная све­то­тень [се­рия кар­тин на сю­же­ты из др.-рим. ис­то­рии для палац­цо Доль­фин в Ве­не­ции (ме­ж­ду 1728–30, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), рос­пи­си Ар­хи­епи­скоп­ско­го двор­ца в Уди­не (1725–26), ал­тар­ные об­ра­зы «Обу­че­ние Бо­го­ма­те­ри» для ц. Сан­та-Ма­рия-Кон­со­ла­цио­не (1732–34) и «Му­че­ни­че­ст­во св. Вар­фо­ло­мея» для ц. Сан-Стае (1722) в Ве­не­ции]. К 1730-м гг. рос­пи­си Т. на­пол­ня­ют­ся раз­но­об­раз­ны­ми эф­фек­та­ми све­та, ко­то­рые под­чёр­ки­ва­ют ил­лю­зио­низм сцен, ис­пол­нен­ных дра­ма­тич. экс­прес­сии (пла­фо­ны церк­вей Дже­зуа­ти, 1737–39, и Скаль­ци, 1743–44, обе в Ве­не­ции; фре­ски Па­лац­цо Кле­ри­чи в Ми­ла­не, 1740).

С 1750-х гг. Т. ста­но­вит­ся ве­ду­щим мас­те­ром ве­не­ци­ан­ской шко­лы; ис­пол­ня­ет рос­пи­си Па­лац­цо Ла­биа (1746–47) и Ка-Ред­зо­ни­ко (1758) в Ве­не­ции, вилл Валь­ма­ра­на близ Ви­чен­цы (1757) и Пи­за­ни в Стра (1760–62). Ра­бо­та­ет по за­ка­зам иностр. дво­ров [пла­фо­ны ар­хи­епи­скоп­ской ре­зи­ден­ции в Вюрц­бур­ге (1750–53; см. илл. к ст. Гер­ма­ния) и Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Мад­ри­де (1762–1766)]. Со­труд­ни­че­ст­во с квад­ра­ту­ри­стом Дж. Мен­гоц­ци-Ко­лон­ной по­мо­га­ет Т. соз­да­вать го­ло­во­кру­жи­тель­ные сце­но­гра­фич. эф­фек­ты, по­кры­вая по­верх­но­сти стен и пла­фо­нов мно­го­пла­но­вы­ми ве­ду­та­ми, уви­ден­ны­ми с не­ожи­дан­ных ра­кур­сов и ис­пол­нен­ны­ми про­стран­ст­вен­ной ди­на­ми­ки, све­то­воз­душ­ных эф­фек­тов и жи­во­пис­ной сво­бо­ды. Твор­че­ст­во Т. за­вер­ша­ет раз­ви­тие итал. мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си 16–18 вв., зна­ме­нуя со­бой её вер­ши­ну.

Во мно­гих кар­ти­нах на ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. сю­же­ты («Три­умф Ам­фит­ри­ты», ок. 1740, КГ, Дрез­ден, и др.) Т. ис­поль­зу­ет мо­ну­мен­таль­ные де­ко­ра­ции, эк­зо­тич. кос­тю­мы, ан­тич­ную скульп­ту­ру, те­ат­раль­ные эф­фек­ты. Из­вес­тен так­же как порт­ре­тист («Со­б­ра­ние в Аре­не», 1748–50, Пи­на­ко­те­ка, Уди­не), мас­тер «жи­во­пис­но­го» ри­сун­ка. Ав­тор се­рий офор­тов «Vari capricci» («Раз­но­об­раз­ные при­чу­ды») и «Scherzi di fantasia» («Шут­ки фан­та­зии»).

Его сы­но­вья – жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик и гра­вёр Джо­ван­ни До­ме­ни­ко (1727–1804) и жи­во­пи­сец Ло­рен­цо (1736–76) Тье­по­ло.

Лит.: Щер­ба­че­ва М. И. Кар­ти­ны Тье­по­ло из двор­ца Доль­фи­но в Эр­ми­та­же. Л., 1941; Сал­ми­на Л. Н. Дж. Б. Тье­по­ло. М.; Л., 1963; Knox G. Giambattista and Domenico Tiepolo: A study and catalogue raisonné of the chalk drawings. Oxf., 1980. Vol. 1–2; Levey M. Giambattista Tiepolo. L., 1986; Пед­рок­ко Ф. Тье­по­ло. М., 1997; Ва­силь­е­ва Е. В. Те­ат­раль­ное на­ча­ло в жи­во­пи­си Дж. Б. Тье­по­ло // Ис­кус­ст­во­зна­ние. 2012. № 1–2.

Вернуться к началу