ВАТТО́ ЖАН АНТУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАТТО́ (Watteau) Жан Антуан (крещён 10.10.1684, Валансьен, франц. Фландрия – 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), франц. живописец и рисовальщик, чл. Королевской АХ (1717). Сын кровельщика. Ок. 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном, знакомство с творчеством Ж. Калло способствовали развитию интереса В. к театру и декоративному иск-ву. В Люксембургском дворце В. изучал картины П. П. Рубенса. От этого периода сохранилась картина «Сатира на врачей» («Что я вам сделал, проклятые убийцы?», ок. 1708, ГМИИ), созданная, видимо, по мотивам комедий Мольера; в ней уже очевидны свойственные В. ирония и театральность, но в целом картину отличают тёмный колорит и некоторая скованность персонажей. В 1710, после короткой поездки в Валансьен, В. снова живёт в Париже. Среди его близких друзей – литераторы, актёры, поэты и музыканты, также торговцы картинами и меценаты (П. Кроза). В 1719–20 посетил Англию.
В. избирал сюжеты, игнорируя иерархию жанров, он свободно отдавался на волю чувства и фантазии. Писал пейзажи, маскарады в духе К. Жилло, портреты итал. актёров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. Сравнительно редко В. обращался к изображению совр. ему жизни («Бивуак», ок. 1710, ГМИИ; «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, С.-Петербург), внося в него особую интимность и лирич. взволнованность.
В 1717 художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж); картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений. В созданном В. жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден; «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон; «Жиль», Лувр; «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Лирич. сцены В., чаще всего представляющие группы фигур на лоне природы, отличаются певучестью и прихотливостью композиц. ритма, точностью движений и жестов персонажей.
Расцвет творчества В. был непродолжителен. В. не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластич. определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Гос. музеи, Берлин). Поэтич. очарование отличает и рисунки В., выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итал. карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В графике запечатлены разнообразные типы франц. общества, лёгкие штрихи и волнистые линии передают нюансы пластич. формы, движение света, ощущение воздушной среды.
Несмотря на очевидное влияние В. на франц. живопись, начиная с его современников и друзей Н. Ланкре и Ж. Б. Патера, у него никогда не было учеников. Творчество В. открыло новые пути к худож. познанию совр. жизни, к обострённому восприятию лирич. настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче иск-ва рококо, в развитии которого наследие художника (особенно его декоративные работы) сыграло важную роль.