Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАТТО́ ЖАН АНТУАН

Авторы: Ю. К. Золотов, Н. Ю. Золотова

ВАТТО́ (Watteau) Жан Ан­ту­ан (кре­щён 10.10.1684, Ва­лан­сь­ен, франц. Флан­д­рия – 18.7.1721, Но­жан-сюр-Марн, близ Па­ри­жа), франц. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик, чл. Ко­ро­лев­ской АХ (1717). Сын кро­вель­щи­ка. Ок. 1702 прие­хал в Па­риж, в юно­сти ра­бо­тал как ко­пи­ист. Сбли­же­ние с жи­во­пис­ца­ми К. Жил­ло и позд­нее с К. Од­ра­ном, зна­ком­ст­во с твор­че­ст­вом Ж. Кал­ло спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ин­те­ре­са В. к те­ат­ру и де­ко­ра­тив­но­му иск-ву. В Люк­сем­бург­ском двор­це В. изу­чал кар­ти­ны П. П. Ру­бен­са. От это­го пе­рио­да со­хра­ни­лась кар­ти­на «Са­ти­ра на вра­чей» («Что я вам сде­лал, про­кля­тые убий­цы?», ок. 1708, ГМИИ), соз­дан­ная, ви­ди­мо, по мо­ти­вам ко­ме­дий Моль­е­ра; в ней уже оче­вид­ны свой­ст­вен­ные В. иро­ния и те­ат­раль­ность, но в це­лом кар­ти­ну от­ли­ча­ют тём­ный ко­ло­рит и не­ко­то­рая ско­ван­ность пер­со­на­жей. В 1710, по­сле ко­рот­кой по­езд­ки в Ва­лан­сь­ен, В. сно­ва жи­вёт в Па­ри­же. Сре­ди его близ­ких дру­зей – ли­те­ра­то­ры, ак­тё­ры, по­эты и му­зы­кан­ты, так­же тор­гов­цы кар­ти­на­ми и ме­це­на­ты (П. Кро­за). В 1719–20 по­се­тил Анг­лию.

В. из­би­рал сю­же­ты, игнорируя ие­рар­хию жан­ров, он сво­бод­но от­да­вал­ся на во­лю чув­ст­ва и фан­та­зии. Пи­сал пей­за­жи, мас­ка­ра­ды в ду­хе К. Жил­ло, порт­ре­ты итал. ак­тё­ров, празд­ни­ки в пар­ках, за­бо­тясь боль­ше о на­строе­нии, эмо­цио­наль­ном и жи­во­пис­ном бо­гат­ст­ве сце­ны, чем о скру­пу­лёз­ном порт­рет­ном сход­ст­ве или тор­же­ст­вен­ном ве­ли­чии. Срав­ни­тель­но ред­ко В. об­ра­щал­ся к изо­бра­же­нию совр. ему жиз­ни («Би­ву­ак», ок. 1710, ГМИИ; «Са­во­яр с сур­ком», 1716, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), вно­ся в не­го осо­бую ин­тим­ность и ли­рич. взвол­но­ван­ность.

А. Ватто. «Паломничество на остров Киферу». 1717. Лувр (Париж).
А. Ватто. «Мецетен». Ок. 1718. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

В 1717 ху­дож­ник пред­ста­вил в Ака­де­мию боль­шое по­лот­но «Па­лом­ни­че­ст­во на ост­ров Ки­фе­ру» (Лувр, Па­риж); кар­ти­на от­ли­ча­ет­ся вир­ту­оз­ным вла­де­ни­ем жи­во­пис­ной тех­ни­кой, пе­ре­даю­щей бо­га­тую гам­му ми­мо­лёт­ных на­строе­ний. В соз­дан­ном В. жан­ре «га­лант­ных празд­неств» он впер­вые пред­ста­вил мир тон­чай­ших ду­шев­ных со­стоя­ний, не­ред­ко ок­ра­шен­ных иро­ни­ей и го­ре­чью, ко­то­рые по­ро­ж­де­ны ощу­ще­ни­ем не­со­от­вет­ст­вия меч­ты и ре­аль­но­сти («Ве­не­ци­ан­ский празд­ник», Национальная га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург; «Об­ще­ст­во в пар­ке», Кар­тин­ная га­ле­рея, Дрез­ден; «Ра­до­сти жиз­ни», со­б­ра­ние Уол­лес, Лон­дон; «Жиль», Лувр; «Ме­це­тен», Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, и др.). Ли­рич. сце­ны В., ча­ще все­го пред­став­ляю­щие груп­пы фи­гур на ло­не при­ро­ды, от­ли­ча­ют­ся пе­ву­че­стью и при­хот­ли­во­стью ком­по­зиц. рит­ма, точ­но­стью дви­же­ний и жес­тов пер­со­на­жей.

Рас­цвет твор­че­ст­ва В. был не­про­дол­жи­те­лен. В. не да­ти­ро­вал свои кар­ти­ны, но, оче­вид­но, его жи­во­пись эво­люцио­ни­ро­ва­ла от срав­ни­тель­но тём­ной гам­мы ран­них ра­бот к про­свет­лён­но­му зо­ло­ти­сто­му ко­ло­ри­ту пле­нэр­ных «га­лант­ных» сцен, а в по­след­ние го­ды – к боль­шей тон­ко­сти пись­ма, лёг­ко­сти лес­си­ро­вок и пла­стич. оп­ре­де­лён­но­сти форм («Вы­вес­ка лав­ки Э. Ф. Жер­се­на», 1720, Гос. му­зеи, Бер­лин). По­этич. оча­ро­ва­ние от­ли­ча­ет и ри­сун­ки В., вы­пол­нен­ные обыч­но сан­ги­ной ли­бо в три цве­та (итал. ка­ран­даш, сан­ги­на, мел) и сви­де­тель­ст­вую­щие о его ост­рой на­блю­да­тель­но­сти и глу­бо­ком изу­че­нии на­туры. В гра­фи­ке за­пе­чат­ле­ны раз­но­об­раз­ные ти­пы франц. об­ще­ст­ва, лёг­кие штри­хи и вол­ни­стые ли­нии пе­ре­да­ют ню­ан­сы пла­стич. фор­мы, дви­же­ние све­та, ощу­ще­ние воз­душ­ной сре­ды.

Не­смот­ря на оче­вид­ное влия­ние В. на франц. жи­во­пись, на­чи­ная с его со­вре­мен­ни­ков и дру­зей Н. Лан­кре и Ж. Б. Па­те­ра, у не­го ни­ко­гда не бы­ло уче­ни­ков. Твор­че­ст­во В. от­кры­ло но­вые пу­ти к ху­дож. по­зна­нию совр. жиз­ни, к обо­ст­рён­но­му вос­при­ятию ли­рич. на­строе­ний и по­эзии при­ро­ды; по сво­ему со­дер­жа­нию оно ши­ре и бо­га­че иск-ва роко­ко, в раз­ви­тии ко­то­ро­го на­сле­дие ху­дож­ни­ка (осо­бен­но его де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты) сыг­ра­ло важ­ную роль.

Лит.: Adhémar H. Watteau. Sа vie, son œ uvre. P., 1950; Parker KT., Matheу J. A. Wat­teau. Catalogue complet de son œuvre des­siné. P., 1957–1958. Vol. 1–2; Че­го­да­ев А. Д. А. Ват­то. М., 1963; Не­ми­ло­ва И. С. Ват­то и его про­из­ве­де­ния в Эр­ми­та­же. Л., 1964; А. Ват­то / Авт. вступ. ст. Ю. К. Зо­ло­тов. Л., 1973; Camesaska E. Tout l’œuvre peint de Watteau. Gen., 1977; Гер­ман М. А. Ват­то. Л., 1980; Фе­до­то­ва Е. А. Ват­то. М., 2002.

Вернуться к началу