ФРАГОНА́Р ЖАН ОНОРЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРАГОНА́Р (Fragonard) Жан Оноре (5.4.1732, Грас, Прованс – 22.8.1806, Париж), франц. живописец и график. С 1738 в Париже. Учился у Ж. Б. С. Шардена, затем у Ф. Буше (с 1749), под влиянием декоративной живописи которого развивалось творчество Ф. в нач. 1760-х гг. («Музыкальное соревнование», ок. 1754, собрание Уоллес, Лондон). Римская пр. за картину «Иеровоам поклоняется идолам» (1752, Музей изящных искусств, Париж). Учился в Королевской школе при Лувре под рук. К. ван Лоо (Ш. Ванлоо; 1753–56), затем во Франц. АХ в Риме (1756–61). В 1760–61 вместе с Ю. Робером совершил поездку по Италии (цикл рисунков: «Парк виллы д’Эсте», «Аллея на вилле д’Эсте», Музей изящных искусств, Безансон). В 1761 вернулся в Париж, «причислен» к АХ за картину «Корез и Каллироя» (1765, Лувр, Париж), которая вызывала восхищение Д. Дидро и была приобретена Людовиком XV. Отказавшись от академич. карьеры, Ф. работал для франц. коллекционеров. Отдавал предпочтение мифологическому («Явление призрака Армиды в заколдованном саду», 1761–65, частное собрание) и «галантному» («Счастливые возможности качелей», 1767, собрание Уоллес; «Прогресс любви»: 4 панно для Лувесьенского замка М. Ж. Дюбарри, 1771–72, собрание Фрик, Нью-Йорк) жанрам, пейзажу («Маленький парк», ок. 1762–63, собрание Уоллес). Стилю Ф. присущи динамизм, свобода наложения красочных мазков, смело обобщающих форму, богатство цветовых оттенков. После итал. путешествия (1773–74), во время которого Ф. создал графич. (сангина, акварель) серию («Пинии на вилле Памфили», 1773, Рейксмюсеум, Амстердам), под воздействием переменившихся в сторону классицизма обществ. вкусов репертуар и стиль произведений Ф. изменился. Колорит высветлился и стал тяготеть к монохромности; обращаясь к любовной тематике, аллегорич. сценам, историч. сюжетам или портрету, Ф. варьировал манеру, либо сохраняя техническую свободу («Читающая девушка», ок. 1770, Нац. галерея, Вашингтон), либо имитируя стиль «малых голландцев» («Поцелуй украдкой», кон. 1780-х гг., Эрмитаж, С.-Петербург), либо тяготея к «сентиментальному» классицизму («Фонтан любви», 1785, собрание Уоллес). По рекомендации Ж. Л. Давида в 1793–1800 хранитель Нац. музея (Лувра).