Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАГОНА́Р ЖАН ОНОРЕ

Авторы: Н. А. Истомина
Ж. О. Фрагонар. «Читающая девушка». Ок. 1770. Национальная галерея (Вашингтон).

ФРАГОНА́Р (Fragonard) Жан Оно­ре (5.4.1732, Грас, Про­ванс – 22.8.1806, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. С 1738 в Па­ри­же. Учил­ся у Ж. Б. С. Шар­де­на, за­тем у Ф. Бу­ше (с 1749), под влия­ни­ем де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось твор­че­ст­во Ф. в нач. 1760-х гг. («Му­зы­каль­ное со­рев­но­ва­ние», ок. 1754, со­б­ра­ние Уол­лес, Лон­дон). Рим­ская пр. за кар­ти­ну «Ие­ро­во­ам по­кло­ня­ет­ся идо­лам» (1752, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Па­риж). Учил­ся в Ко­ро­лев­ской шко­ле при Лув­ре под рук. К. ван Лоо (Ш. Ван­лоо; 1753–56), за­тем во Франц. АХ в Ри­ме (1756–61). В 1760–61 вме­сте с Ю. Ро­бе­ром со­вер­шил по­езд­ку по Ита­лии (цикл ри­сун­ков: «Парк вил­лы д’Эсте», «Ал­лея на вил­ле д’Эсте», Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бе­зан­сон). В 1761 вер­нул­ся в Па­риж, «при­чис­лен» к АХ за кар­ти­ну «Ко­рез и Кал­ли­роя» (1765, Лувр, Па­риж), ко­то­рая вы­зы­ва­ла вос­хи­ще­ние Д. Дид­ро и бы­ла при­об­ре­те­на Лю­до­ви­ком XV. От­ка­зав­шись от ака­де­мич. карь­е­ры, Ф. ра­бо­тал для франц. кол­лек­цио­не­ров. От­да­вал пред­поч­те­ние ми­фо­ло­ги­че­ско­му («Яв­ле­ние при­зра­ка Ар­ми­ды в за­кол­до­ван­ном са­ду», 1761–65, ча­ст­ное со­б­ра­ние) и «га­лант­но­му» («Сча­ст­ли­вые воз­мож­но­сти ка­че­лей», 1767, со­б­ра­ние Уол­лес; «Про­гресс люб­ви»: 4 пан­но для Лу­весь­ен­ско­го зам­ка М. Ж. Дю­бар­ри, 1771–72, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк) жан­рам, пей­за­жу («Ма­лень­кий парк», ок. 1762–63, со­б­ра­ние Уол­лес). Сти­лю Ф. при­су­щи ди­на­мизм, сво­бо­да на­ло­же­ния кра­соч­ных маз­ков, сме­ло обоб­щаю­щих фор­му, бо­гат­ст­во цве­то­вых от­тен­ков. По­сле итал. пу­те­ше­ст­вия (1773–74), во вре­мя ко­то­ро­го Ф. соз­дал гра­фич. (сан­ги­на, ак­ва­рель) се­рию («Пи­нии на вил­ле Пам­фи­ли», 1773, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам), под воз­дей­ст­ви­ем пе­ре­ме­нив­ших­ся в сто­ро­ну клас­си­циз­ма об­ществ. вку­сов ре­пер­ту­ар и стиль про­из­ве­де­ний Ф. из­ме­нил­ся. Ко­ло­рит вы­свет­лил­ся и стал тя­го­теть к мо­но­хром­но­сти; об­ра­ща­ясь к лю­бов­ной те­ма­ти­ке, ал­ле­го­рич. сце­нам, ис­то­рич. сю­же­там или порт­ре­ту, Ф. варь­и­ро­вал ма­не­ру, ли­бо со­хра­няя тех­ни­че­скую сво­бо­ду («Чи­таю­щая де­вуш­ка», ок. 1770, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон), ли­бо ими­ти­руя стиль «ма­лых гол­ланд­цев» («По­це­луй ук­рад­кой», кон. 1780-х гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), ли­бо тя­го­тея к «сен­ти­мен­таль­но­му» клас­си­циз­му («Фон­тан люб­ви», 1785, со­б­ра­ние Уол­лес). По ре­ко­мен­да­ции Ж. Л. Да­ви­да в 1793–1800 хра­ни­тель Нац. му­зея (Лув­ра).

Лит.: Cuzin J.-P. J.-H. Fragonard: Vie et œuvre. Fribourg, 1987.

Вернуться к началу