ДАВИ́Д ЖАК ЛУИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАВИ́Д (David) Жак Луи (30.8.1748, Париж – 29.12.1825, Брюссель), франц. живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766–1774) у Ж. М. Вьена. В ранних работах Д. ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). После пребывания в Риме (1775–80), где Д. изучал памятники античности и иск-во итал. Возрождения и барокко, он выступил с историч. картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразит. искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Их чёткая, риторически выразит. пластика служит задачам нравств. назидания, вдохновлённого античностью, но обращённого к гражд. чувствам современников. Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революц. призыв; политич. настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Авторитет Д. как крупнейшего мастера франц. классицизма 18 в. закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр).
Выразив худож. идеалы франц. общества накануне, во время и после Вел. франц. революции, Д. выступил как один из основоположников нового иск-ва 19 в., ставящего своей задачей активное вторжение в жизнь, сложно и драматично взаимодействующего с социальной действительностью своего времени. В этот же период утверждается и выдающийся талант Д.-портретиста. Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр; «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистич. начала, они проникнуты чутким вниманием к внутр. жизни души.
С 1789 Д. включается в политич. деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в нац. музей) и демократизации АХ. В 1792–94 Д. был членом Конвента. В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историч. собрание Генеральных штатов 20.6.1789, открывшее путь к окончат. свержению монархии. Впервые в иск-ве образ недавнего политич. события обретает подобную масштабность; однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Нац. музей Версаля и Трианонов). Увековечивая память одного из гл. героев революции, Д. пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель); полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня.
В 1794, после Термидорианского переворота, Д. был арестован и неск. месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в худож. жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора. Один из гл. творцов стиля ампир, Д. создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтич. порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Нац. музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805–07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом; аллегорич. полотно «Леонид при Фермопилах» (1800–14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794; парные изображения супругов Серизиа, 1795; все – Лувр; «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон, и др.). Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же).
После реставрации Бурбонов Д., голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI, вынужден был в 1816 эмигрировать в Брюссель. Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологич. полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821–24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Д. оставил большое количество рисунков; некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр). Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Д. Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид д’Анже).