Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРО АНТУАН ЖАН

Авторы: В. В. Стародубова
А. Ж. Гро. «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту». Авторское повторение картины 1796–1801. Эрмитаж (С.-Петербург).

ГРО (Gros) Ан­ту­ан Жан (16.3.1771, Па­риж – ночь с 25 на 26.6.1835, Ба-Мё­дон, близ Па­рижа­), франц. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Па­ри­же – у сво­его от­ца, ху­дож­ника-ми­ниа­тю­ри­ста Жа­на Ан­туа­на Гро (1732–86); у Ж. Л. Да­ви­да (с 1785) и в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (1787–92). В ран­них кар­ти­нах Г. на тра­диц. сю­же­ты из древ­ней ис­то­рии («Ан­ти­ох и Елеа­зар», 1792, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Сен-Ло) за­мет­но влия­ние П. П. Ру­бен­са. В 1793–1800 Г. жил в Ита­лии (со­хра­ни­лись за­ри­сов­ки ан­ти­ков, а так­же с про­из­ве­де­ний Ма­зач­чо, Я. Пон­тор­мо, Ру­бен­са и др.), пи­сал порт­ре­ты. С твор­че­ст­вом Г. свя­за­ны от­ход от прин­ци­пов клас­си­циз­ма и на­ча­ло эпо­хи ро­ман­тиз­ма во франц. жи­во­пи­си. Ху­дож. ма­не­ре Г. свой­ст­вен­ны об­ра­ще­ние к совр. те­ме, ди­на­мизм ком­по­зи­ции, эмо­цио­наль­ность, жи­во­пис­ная трак­тов­ка фор­мы, дра­ма­тич. кон­тра­сты све­та и те­ни. В 1796 по за­ка­зу Жо­зе­фи­ны Бо­гар­не на­чал пи­сать в Ми­ла­не кар­ти­ну «На­по­ле­он Бо­на­парт на Ар­коль­ском мос­ту» (1796–1801, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов) – од­но из пер­вых во­пло­ще­ний в изо­бра­зит. иск-ве об­раза ро­ман­тич. ге­роя. Мас­тер был вдох­но­вен­ным ле­то­пис­цем на­по­ле­о­нов­ской эпо­хи, за­пе­чат­лел мно­гие её со­бы­тия: «Бит­ва при На­за­ре­те» (эс­киз, 1801, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Нант), «Бо­на­парт по­се­ща­ет гос­пи­таль за­чум­лён­ных в Яф­фе 11 мар­та 1799 го­да» (1804, Лувр, Па­риж), «На­по­ле­он в бит­ве при Эй­лау, фев­раль 1807 го­да» (1808, Лувр), «Бит­ва при Ва­гра­ме» (1810, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов) и др. Пи­сал так­же порт­ре­ты На­по­ле­о­на (се­рия «Пер­вый кон­сул», 1802–03) и его ге­не­ра­лов (И. Мю­ра­та, 1812, Лувр, и др.), ис­то­рич. ком­по­зи­ции («Са­фо на Лев­кад­ской го­ре», ок. 1800, Му­зей жи­во­пи­си, Байё; «Фран­циск I при­ни­ма­ет Кар­ла V в аб­бат­ст­ве Сен-Де­ни в 1540 го­ду», 1811, Лувр). В пе­ри­од Рес­тав­ра­ции про­дол­жал соз­да­вать ис­то­рич. кар­ти­ны («Отъ­езд Лю­до­ви­ка XVIII из двор­ца Тю­иль­ри в ночь с 19 на 20 мар­та 1815 го­да», 1816, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов), всё ча­ще об­ра­щал­ся к ми­фо­ло­гич. сю­же­там, трак­туя их в клас­сици­стич. ма­не­ре («Ге­ракл и Дио­мед», 1835, Му­зей ав­гу­стин­цев, Ту­лу­за, и др.). Из­бран чле­ном Ин-та Фран­ции (1815), по­лу­чил ба­рон­ское зва­ние за рос­пись ку­по­ла пла­фо­на Пан­те­о­на в Па­ри­же (1811–24) и ор­ден По­чёт­но­го ле­гио­на (1828), пре­по­да­вал в Шко­ле изящ­ных ис­кусств. В со­стоя­нии глу­бо­ко­го ду­хов­но­го кри­зи­са по­кон­чил с со­бой.

Лит.: Delestre J. B. Gros, sa vie et ses ouvra­ges. 2 éd. P., 1867; Че­го­да­ев А. Д. Ле­ген­да о ба­ро­не Гро // Че­го­да­ев А. Д. Ста­тьи об ис­кус­ст­ве Фран­ции, Анг­лии, США 18–20 вв. М., 1978; Boime A. Art in an age of Bona­par­tism. 1800–1815. Chi., 1990.

Вернуться к началу