ГРО АНТУАН ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРО (Gros) Антуан Жан (16.3.1771, Париж – ночь с 25 на 26.6.1835, Ба-Мёдон, близ Парижа), франц. живописец и график. Учился в Париже – у своего отца, художника-миниатюриста Жана Антуана Гро (1732–86); у Ж. Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787–92). В ранних картинах Г. на традиц. сюжеты из древней истории («Антиох и Елеазар», 1792, Музей изящных искусств, Сен-Ло) заметно влияние П. П. Рубенса. В 1793–1800 Г. жил в Италии (сохранились зарисовки антиков, а также с произведений Мазаччо, Я. Понтормо, Рубенса и др.), писал портреты. С творчеством Г. связаны отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма во франц. живописи. Худож. манере Г. свойственны обращение к совр. теме, динамизм композиции, эмоциональность, живописная трактовка формы, драматич. контрасты света и тени. В 1796 по заказу Жозефины Богарне начал писать в Милане картину «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» (1796–1801, Нац. музей Версаля и Трианонов) – одно из первых воплощений в изобразит. иск-ве образа романтич. героя. Мастер был вдохновенным летописцем наполеоновской эпохи, запечатлел многие её события: «Битва при Назарете» (эскиз, 1801, Музей изящных искусств, Нант), «Бонапарт посещает госпиталь зачумлённых в Яффе 11 марта 1799 года» (1804, Лувр, Париж), «Наполеон в битве при Эйлау, февраль 1807 года» (1808, Лувр), «Битва при Ваграме» (1810, Нац. музей Версаля и Трианонов) и др. Писал также портреты Наполеона (серия «Первый консул», 1802–03) и его генералов (И. Мюрата, 1812, Лувр, и др.), историч. композиции («Сафо на Левкадской горе», ок. 1800, Музей живописи, Байё; «Франциск I принимает Карла V в аббатстве Сен-Дени в 1540 году», 1811, Лувр). В период Реставрации продолжал создавать историч. картины («Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри в ночь с 19 на 20 марта 1815 года», 1816, Нац. музей Версаля и Трианонов), всё чаще обращался к мифологич. сюжетам, трактуя их в классицистич. манере («Геракл и Диомед», 1835, Музей августинцев, Тулуза, и др.). Избран членом Ин-та Франции (1815), получил баронское звание за роспись купола плафона Пантеона в Париже (1811–24) и орден Почётного легиона (1828), преподавал в Школе изящных искусств. В состоянии глубокого духовного кризиса покончил с собой.