Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЦКО́Й

Авторы: А. Н. Ерошкина
И. И. Бецкой. Портрет работы А. Рослина (?). 1770-е гг. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (г. Истра Московской обл.).

БЕЦКО́Й (Бец­кий) Иван Ива­но­вич [3(14).2.1704, Сток­гольм – 31.8(11.9).1795, С.-Пе­тер­бург], рос. гос. и об­ществ. дея­тель, д. тайн. сов. (1766). Дво­ря­нин. Вне­брач­ный сын ген.-фельдм. кн. И. Ю. Тру­бец­ко­го. Окон­чил Ко­пен­га­ген­ский ка­дет­ский кор­пус. С 1719 сек­ре­тарь рос. по­соль­ст­ва в Па­ри­же, с 1728 в Во­ен. кол­ле­гии, на­хо­дил­ся в под­чи­не­нии от­ца. В 1741–47 ка­мер­гер дво­ра гер­цо­га Кар­ла Пет­ра Уль­ри­ха Голь­штейн-Гот­торп­ско­го (бу­ду­щий имп. Пётр III). За­тем от­пра­вил­ся в дли­тель­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, Ита­лии, Гол­лан­дии, во вре­мя ко­то­ро­го по­зна­ко­мил­ся с Воль­те­ром, Д. Дид­ро, Ж. Ж. Рус­со. В мае 1762 на­зна­чен гл. ди­рек­то­ром Кан­це­ля­рии от строе­ний (до 1793), со­хра­нил вер­ность Пет­ру III во вре­мя двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та 1762. По­сле во­ца­ре­ния имп. Ека­те­ри­ны II про­щён и при­гла­шён на служ­бу, в 1762–79 её лич­ный сек­ре­тарь. В 1763–94 пре­зи­дент АХ.

Ини­циа­тор учеб­но-пе­да­го­гич. ре­фор­мы, про­ве­дён­ной им в ду­хе Про­све­ще­ния (опи­рал­ся на идеи Я. А. Ко­мен­ско­го, Ф. Фе­не­ло­на, Дж. Лок­ка, Ж. Ж. Рус­со и др.). При­ори­тет от­да­вал вос­пи­та­нию юно­ше­ст­ва как фак­то­ру пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва на на­ча­лах нрав­ст­вен­но­сти. Гл. цель ви­дел в соз­да­нии «но­вой по­ро­ды лю­дей» – гу­ман­ных и спра­вед­ли­вых, спо­соб­ных при­нес­ти поль­зу об­ще­ст­ву. Ус­ло­ви­ем фор­ми­ро­ва­ния их пер­во­го по­ко­ле­ния счи­тал стро­гую изо­ля­цию от «па­губ­но­го» влия­ния пред­рас­суд­ков и «по­ро­ков» стар­ше­го по­ко­ле­ния. По­ла­гал, что без вос­пи­та­ния об­ра­зо­ва­ние лишь вре­дит на­ту­ре ре­бён­ка, от­вра­ща­ет его от доб­ро­де­те­лей. На этих на­ча­лах со­ста­вил и в 1763 пред­ста­вил имп. Ека­те­ри­не II про­грамм­ный до­ку­мент ре­фор­мы – «Ге­не­раль­ное Уч­ре­ж­де­ние о вос­пи­та­нии юно­ше­ст­ва обое­го по­ла» (ут­верж­дён в 1764), в том же го­ду раз­ра­бо­тал «Ге­не­раль­ный план» Моск. вос­пи­та­тель­но­го до­ма. В со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой Б. в 1760-х – нач. 1770-х гг. соз­да­на сис­те­ма за­кры­тых учеб­ных за­ве­де­ний (сво­их – для ка­ж­до­го со­сло­вия) с ши­ро­кой пе­да­го­гич. про­грам­мой «раз­ви­тия те­ла и ду­ши». В них при­ни­ма­лись де­ти 4–6 лет, ко­то­рые пол­но­стью изо­ли­ро­ва­лись от род­ных и об­ще­ст­ва, там они вос­пи­ты­ва­лись до 18–20 лет. Для де­тей дво­рян от­кры­ва­лись ср. учеб­но-вос­пи­та­тель­ные за­ве­де­ния по об­раз­цу ос­но­ван­но­го Б. в 1764 «Об­ще­ст­ва двух­сот бла­го­род­ных де­виц» при Смоль­ном мон. (см. Смоль­ный ин­сти­тут) и ре­фор­ми­ро­ван­но­го им в 1766 Су­хо­пут­но­го шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са. Де­ти, ро­ж­дён­ные вне бра­ка или ос­тав­лен­ные ро­ди­те­ля­ми по бед­но­сти, оп­ре­де­ля­лись в вос­пи­та­тель­ные до­ма (от­кры­ва­лись во мно­гих круп­ных го­ро­дах Рос. им­пе­рии по об­раз­цу Моск. вос­пи­та­тель­но­го до­ма), их вы­пу­ск­ни­ки по­лу­ча­ли ре­мес­лен­ные на­вы­ки, ста­но­ви­лись «воль­ны­ми» и долж­ны бы­ли «слу­жить оте­че­ст­ву де­ла­ми рук сво­их в раз­лич­ных ис­кус­ст­вах и ре­мёс­лах». Для де­тей по­дат­ных со­сло­вий соз­да­ва­лись проф. уч-ща со спец. учеб­но-вос­пи­та­тель­ным кур­сом: уч-ще при АХ (1764), пе­да­го­гич. уч-ща при Смоль­ном об-ве (1765) и Су­хо­пут­ном шля­хет­ном ка­дет­ском кор­пу­се (1766); эти де­ти мог­ли так­же учить­ся в Де­ми­дов­ском ком­мерч. уч-ще при Моск. вос­пи­та­тель­ном до­ме (1772), Ро­до­вспо­мо­га­тель­ном уч-ще при гос­пи­та­ле С.-Пе­терб. вос­пи­та­тель­но­го до­ма (1784) и др. Учеб­ные за­ве­де­ния для де­тей дво­рян су­ще­ст­во­ва­ли на сред­ст­ва го­су­дар­ст­ва, вос­пи­та­тель­ные до­ма гл. обр. на бла­го­тво­ри­тель­ные сред­ст­ва, от­час­ти на ка­пи­та­лы, дос­тав­ляе­мые ка­зён­ны­ми кре­дит­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми – Со­хран­ной и Ссуд­ной каз­на­ми (уч­ре­ж­де­ны в 1772 ма­ни­фе­стом имп. Ека­те­ри­ны II при опе­кун­ских со­ве­тах Моск. и Пе­терб. вос­пи­та­тель­ных до­мов в со­от­вет­ст­вии с ус­та­ва­ми, раз­ра­бо­тан­ны­ми Б.), ос­таль­ные – ис­клю­чи­тель­но на бла­го­тво­ри­тель­ные по­жерт­во­ва­ния. Все вновь от­кры­тые и ре­ор­га­ни­зо­ван­ные учеб­ные за­ве­де­ния бы­ли объ­е­ди­не­ны под рук. Б., ко­то­рый яв­лял­ся гл. по­пе­чи­те­лем Моск. вос­пи­та­тель­но­го до­ма (1763–92), по­пе­чи­те­лем Смоль­но­го об-ва (1764–89), чл. со­ве­та Су­хо­пут­но­го шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (1765–82).

Свои пе­да­го­гич. идеи Б. из­ло­жил так­же в под­го­тов­лен­ных и опуб­ли­ко­ван­ных им «Крат­ком на­став­ле­нии, вы­бран­ном из луч­ших ав­то­ров… о вос­пи­та­нии де­тей от ро­ж­де­ния их до юно­ше­ст­ва» (1766), «Со­б­ра­нии уч­ре­ж­де­ний и пред­пи­са­ний ка­са­тель­но вос­пи­та­ния в Рос­сии обое­го по­ла бла­го­род­но­го и ме­щан­ско­го юно­ше­ст­ва» (1789–91) и др.

Лит.: Лап­по-Да­ни­лев­ский А. С. И. И. Бец­кой и его сис­те­ма вос­пи­та­ния. СПб., 1904; Май­ков П. М. И. И. Бец­кой. Опыт его био­гра­фии. СПб., 1904; Ки­зе­вет­тер А. А. Один из ре­фор­ма­то­ров рус­ской шко­лы. [И. И. Бец­кой] // Ки­зе­вет­тер А. А. Ис­то­ри­че­ские очер­ки. М., 1912; Ерош­ки­на А. Н. Дея­тель эпо­хи про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма И. И. Бец­кой // Во­про­сы ис­то­рии. 1993. № 9; она же. Ад­ми­ни­ст­ра­тор от куль­ту­ры (И. И. Бец­кой) // Рус­ская куль­ту­ра по­след­ней тре­ти XVIII в. – вре­ме­ни Ека­те­ри­ны Вто­рой. М., 1997.

Вернуться к началу