БЕЦКО́Й
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЦКО́Й (Бецкий) Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм – 31.8(11.9).1795, С.-Петербург], рос. гос. и обществ. деятель, д. тайн. сов. (1766). Дворянин. Внебрачный сын ген.-фельдм. кн. И. Ю. Трубецкого. Окончил Копенгагенский кадетский корпус. С 1719 секретарь рос. посольства в Париже, с 1728 в Воен. коллегии, находился в подчинении отца. В 1741–47 камергер двора герцога Карла Петра Ульриха Гольштейн-Готторпского (будущий имп. Пётр III). Затем отправился в длительное путешествие по Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, во время которого познакомился с Вольтером, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо. В мае 1762 назначен гл. директором Канцелярии от строений (до 1793), сохранил верность Петру III во время дворцового переворота 1762. После воцарения имп. Екатерины II прощён и приглашён на службу, в 1762–79 её личный секретарь. В 1763–94 президент АХ.
Инициатор учебно-педагогич. реформы, проведённой им в духе Просвещения (опирался на идеи Я. А. Коменского, Ф. Фенелона, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др.). Приоритет отдавал воспитанию юношества как фактору преобразования общества на началах нравственности. Гл. цель видел в создании «новой породы людей» – гуманных и справедливых, способных принести пользу обществу. Условием формирования их первого поколения считал строгую изоляцию от «пагубного» влияния предрассудков и «пороков» старшего поколения. Полагал, что без воспитания образование лишь вредит натуре ребёнка, отвращает его от добродетелей. На этих началах составил и в 1763 представил имп. Екатерине II программный документ реформы – «Генеральное Учреждение о воспитании юношества обоего пола» (утверждён в 1764), в том же году разработал «Генеральный план» Моск. воспитательного дома. В соответствии с программой Б. в 1760-х – нач. 1770-х гг. создана система закрытых учебных заведений (своих – для каждого сословия) с широкой педагогич. программой «развития тела и души». В них принимались дети 4–6 лет, которые полностью изолировались от родных и общества, там они воспитывались до 18–20 лет. Для детей дворян открывались ср. учебно-воспитательные заведения по образцу основанного Б. в 1764 «Общества двухсот благородных девиц» при Смольном мон. (см. Смольный институт) и реформированного им в 1766 Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Дети, рождённые вне брака или оставленные родителями по бедности, определялись в воспитательные дома (открывались во многих крупных городах Рос. империи по образцу Моск. воспитательного дома), их выпускники получали ремесленные навыки, становились «вольными» и должны были «служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах». Для детей податных сословий создавались проф. уч-ща со спец. учебно-воспитательным курсом: уч-ще при АХ (1764), педагогич. уч-ща при Смольном об-ве (1765) и Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1766); эти дети могли также учиться в Демидовском коммерч. уч-ще при Моск. воспитательном доме (1772), Родовспомогательном уч-ще при госпитале С.-Петерб. воспитательного дома (1784) и др. Учебные заведения для детей дворян существовали на средства государства, воспитательные дома гл. обр. на благотворительные средства, отчасти на капиталы, доставляемые казёнными кредитными учреждениями – Сохранной и Ссудной казнами (учреждены в 1772 манифестом имп. Екатерины II при опекунских советах Моск. и Петерб. воспитательных домов в соответствии с уставами, разработанными Б.), остальные – исключительно на благотворительные пожертвования. Все вновь открытые и реорганизованные учебные заведения были объединены под рук. Б., который являлся гл. попечителем Моск. воспитательного дома (1763–92), попечителем Смольного об-ва (1764–89), чл. совета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1765–82).
Свои педагогич. идеи Б. изложил также в подготовленных и опубликованных им «Кратком наставлении, выбранном из лучших авторов… о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766), «Собрании учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (1789–91) и др.