МА́ТТА ЭЧАУРРЕН РОБЕРТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ТТА, Матта Эчауррен (Matta Echaurren) Роберто (Роберто Антонио Себастьян) [11.11.1911, Сантьяго – 23.11.2002, Таркуиния (Тарквиния), близ Рима], чил. живописец и график. Учился на архитектурном ф-те Католич. ун-та Сантьяго (1929–31). В 1933 работал в мастерской Ле Корбюзье в Париже; в 1930-е гг. посетил ряд стран: Испанию (1934), где познакомился с Ф. Гарсия Лоркой и С. Дали, Финляндию (познакомился с А. Аалто), Англию, Грецию, Италию, Югославию, СССР. В Лондоне в 1936 работал вместе с В. Гропиусом и Л. Мохой-Надем; принимал участие в возведении и оформлении Исп. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже. Под сильным впечатлением от «Герники» П. Пикассо и под влиянием М. Дюшана начал заниматься живописью. В 1938 по приглашению А. Бретона принял участие в Междунар. выставке сюрреализма, вошёл в объединение сюрреалистов. Полотна этого периода метафорически соотносятся с разл. состояниями человеческой психики («Морфология желания», 1938; «Внутренний пейзаж», 1939; «Нашествие ночи», 1941; все – Музей совр. иск-ва, Сан-Франциско).
В 1939–48 М. жил в Нью-Йорке, где тесно общался с Дж. Поллоком, А. Горки и М. Ротко. Эстетич. воззрения и живописные приёмы М. оказали значит. воздействие на становление нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. В 1941 посетил Мексику с целью ознакомления с совр. мекс. монументальным иск-вом. В крупномасштабных полотнах этого периода многомерное пространство заполнено рудиментарными формами, то растворяющимися в атмосферном мареве, то наплывающими друг на друга как в двойной экспозиции, либо обретающими отчётливые контуры («Годы страха», 1941–42, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Год 1944», 1942, Нац. галерея, Берлин; «Головокружение Эроса», 1944; «Оникс Электры», 1944; обе – Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Пространство рентгеновских излучений и эго», 1945, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). С сер. 1940-х гг. психоморфный космос М. претерпевает существенные изменения, включая в себя образ человека и созданной им среды обитания. Исключённый из группы сюрреалистов в 1948, М. вернулся в Европу. В 1949–54 работал в Риме; продолжал много путешествовать, работал на Кубе (1963) и в Чили в годы правления С. Альенде Госсенса (1970–73). Затем поочерёдно жил в Париже и Таркуинии.
В картинах 1950–70-х гг. мир неоновых огней, летательных аппаратов, роботов, телекоммуникаций вторгается в природную органику, образуя с ней невероятные сращения («Сферический купол над племенем. Револьверы», 1957; «Власть хаоса», 1964–65, обе – Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Симбиоз человека и машины преисполнен иронии, сарказма и мрачных футурологич. прогнозов. Политич. вовлечённость художника проявилась в картинах, посвящённых злободневным проблемам: войнам в Алжире и во Вьетнаме, пацифистским и экологич. движениям, судьбам народов Африки. В 1956 выполнил роспись в здании ЮНЕСКО в Париже. В работах 1970–80-х гг., наполненных историч. и культурными аллюзиями, имиджами массового иск-ва, заметно сближение с тенденциями постмодернизма. Занимался также скульптурой, графикой (автобиографич. серия гравюр «Hom’mère», 1970; рисунки на лит. темы), прикладным искусством.