ПО́ЛЛОК ДЖЕКСОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ЛЛОК (Pollock) Джексон (28.1.1912, Коди, штат Вайоминг – 11.8.1956, Ист-Хамптон, штат Нью-Йорк), амер. живописец. Родился в семье обедневшего фермера и до 16 лет кочевал вместе с семьёй по Калифорнии и Аризоне. Учился в Высшей школе худож. ремёсел в Лос-Анджелесе (с 1928), в это время ознакомился с доктринами теософии, что в дальнейшем повлияло на его творчество. Переехав в Нью-Йорк (1930), поступил в Лигу изучающих иск-во, где обучался у представителя риджионализма Т. Х. Бентона; в 1936 посещал эксперим. мастерскую Д. Сикейроса. Тяжёлый алкоголизм, приведший к психич. расстройству, вынудил П. в 1938–41 лечиться у психоаналитиков (последователей К. Г. Юнга), использовавших его рисунки в процессе терапии. Продолжал работать при поддержке программы «Федеральный худож. проект» (1935–42), затем П. Гуггенхейм. Ранний период в живописи П. (до сер. 1940-х гг.) отмечен влияниями Бентона, мекс. мурализма (особенно творчества Сикейроса и Х. К. Ороско), П. Пикассо, также мастеров европ. сюрреализма (прежде всего А. Массона и Х. Миро) и абстракционизма, прибывших в Нью-Йорк в начале 2-й мировой войны. В 1940-е гг. исполнил монументальную роспись входа в нью-йоркскую резиденцию П. Гуггенхейм (ныне в Ун-те Айовы). Экспрессивные, укрупнённые формы в картинах П. наделены символикой подсознательного, трактованной в юнгианском духе и часто отсылающей к древнему тотемизму («Мужское и женское», ок. 1942, Музей иск-ва, Филадельфия; «Лунная женщина разрезает круг», 1942, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Волчица», 1943, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк).
В 1945 П. женился на художнице Ли Краснер (1908–84) и переселился в Ист-Хамптон на о. Лонг-Айленд. Здесь сложился особый метод П., т. н. дрипинг (от англ. to drip – капать, стекать), состоящий в расплёскивании краски по расстеленному на полу холсту палкой, кистью, совком или разливании её струёй из продырявленной банки. В период 1947–52 этим приёмом были созданы самые знаменитые абстракции П. («Один: Номер 31», 1950, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Осенний ритм», 1950, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лавандовый туман», 1950, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон). Исполняя картину, художник стремительно двигался вокруг холста, покрывая его брызгами, потёками, густыми пятнами краски. Процесс спонтанного творчества не был бесконтрольным, поскольку направлялся внутр. ощущением ритма, чувством цвета и равновесия масс. В картинах П. вихревые вращения, длительные горизонтальные пробеги и пересечения красочных потоков, прорывы в глубину не только передают внутр. состояние художника, но и вторят ритмам природных стихий. Работы, созданные приёмом т. н. живописи действия (action painting), сделали П. наиболее видным мастером абстрактного экспрессионизма. В картинах после 1952 вернулся к фигуративности, использующей символизм. Погиб в автомобильной катастрофе.