МАССО́Н АНДРЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАССО́Н (Masson) Андре (4.1.1896, Баланьи-сюр-Терен, деп-т Уаза – 28.10.1987, Париж), франц. живописец, график, сценограф. Учился в Королевской АХ в Брюсселе (1907–11) у К. Монтальда; в юности на М. произвели сильное впечатление работы Дж. Энсора. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован. Пережитые во время 1-й мировой войны потрясения (тяжёлое ранение в 1917) оказали значит. воздействие на его творчество, в котором преобладают экспрессивные формы, выражающие трагич. дисгармонию человеческого и природного бытия.
В 1922 М. вернулся в Париж. Его работы 1922–23, посвящённые теме леса, выдают влияние А. Дерена и аналитич. кубизма. После своей первой выставки в Париже (1923), организованной при поддержке Д. А. Канвейлера, М. знакомится с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром и вступает в объединение сюрреалистов (см. Сюрреализм). С этого времени начинает экспериментировать в области автоматического письма, при котором образы всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В картинах М. колышущиеся, клубящиеся, патетически вздымающиеся тени сгущаются в биоморфные образования («Гроза», 1924, частное собрание, Париж; «Битва рыб», 1926, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1926–27 приступил к созданию «песчаных картин»: полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символич. смысл, поскольку соотносились с одной из 4 мировых стихий – землёй («Фигура», 1926–27, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Мёртвые лошади», 1927, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В 1928, после путешествия в Нидерланды и Германию, участвовал (вместе с др. сюрреалистами) в иллюстрировании романа «Жюстина» Д. А. Ф. де Сада.
В 1930–37 М. работал на юге Франции и в Испании. Сюжеты его работ почерпнуты из др.-греч. мифологии, исп. лит-ры и фольклора, также из эпизодов начавшейся гражд. войны в Испании – стране, которую он воспринял как край Эроса и Танатоса, мрачных страстей. В графич. сериях «Избиения» (1931–32) и «Жертвоприношения» (1933) тонкие линии, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих мрачные картины древней мифологии. В живописных полотнах на те же темы вакхич. неистовство, бешеные схватки трактуются как проявление исконной жестокости, скрытой в лоне самой природы («Резня в поле», 1933, частное собрание, Бремен; «Вакханалия», 1933, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Драматизмом отмечены и его работы 2-й пол. 1930-х – нач. 1940-х гг. (серии «Метаморфозы», 1937–43; «Мифология природы», 1938–40). В 1930-е гг. оформил ряд спектаклей, в т. ч. балет «Предзнаменования» на музыку П. И. Чайковского (1933, Рус. балет Монте-Карло; хореограф Л. Ф. Мясин), «Нумансия» М. де Сервантеса (1937) и «Голод» по К. Гамсуну (1939, оба – «Театр Антуана», реж. Ж. Л. Барро).
В 1941–45 М. работал в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд: фантасмагорич. существа, наваждения водных глубин, тёмных пещер, лесных зарослей («Нет законченного мира», 1942, Худож. музей, Балтимор; «Ирокезский пейзаж», 1942, частное собрание, Париж; «Пасифая», 1943, частное собрание, Чикаго). Близость экспрессионизму ощущается в картине «Эмблематический вид Толедо» (1943–44). В эти годы М. увлёкся кит. живописью и каллиграфией, затем дзен-буддизмом, что было подготовлено его представлениями о слитности физич. мира и сознания. Абстрактные «психографии» М. («Леонардо да Винчи и Изабелла д’Эсте», 1942, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк) оказали значит. воздействие на становление абстрактного экспрессионизма.
Вернувшись во Францию в 1946, М. жил поочерёдно в Экс-ан-Провансе и в Париже. В произведениях 1950-х гг. он использовал имитации знаков иероглифич. скорописи, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий; они рождают «пейзажные» ассоциации (глухие заросли, полёт птичьих стай, низвержение водных потоков). Живопись этого периода отражает также увлечение М. импрессионизмом и иск-вом У. Тёрнера. В дальнейшем М. сблизился с направлением лирической абстракции – ташизмом. Много работал в области книжной иллюстрации (к произведениям С. Малларме, А. Мальро и др.); создал цикл цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952). Важнейшей работой поздних лет была исполненная по инициативе А. Мальро роспись плафона в парижском театре «Одеон» (1965).