МАЛЬРО́ АНДРЕ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЬРО́ (Malraux) Андре (Жорж Андре) (3.11.1901, Париж – 23.11.1976, Кретей, близ Парижа; похоронен в парижском Пантеоне), франц. писатель, публицист, обществ. деятель. Сын банкира. После развода родителей (1905) воспитывался бабушкой. С 18 лет начал работать в издательстве; в 1920-х гг. получил известность в интеллектуальных кругах Парижа. Дебютировал поэтич. сб-ком «Бумажные луны» («Lunes en papier», 1921), в котором отразилось увлечение символизмом и кубизмом. Учился в школе восточных языков (не окончил). В 1923–26 совершил путешествие в Индокитай. Вдохновлённое идеями О. Шпенглера и Ф. Ницше эссе «Искушение Запада» («La tentation de l’Occident», 1926) посвящено сопоставлению европ. и азиат. культур; предвещая многие идеи экзистенциализма, М. отверг европоцентризм и рассуждал о духовной пустоте своих соотечественников после «смерти Бога». В романах М. придерживается воззрений радикальной интеллигенции троцкистского толка, выступая против буржуазного уклада жизни; их главный герой – бунтарь-одиночка, смело отстаивающий свои революц. принципы, несмотря на жестокость окружающего мира: «Завоеватели» («Les conquérants», 1928), «Королевская дорога» («La voie royale», 1930), «Удел человеческий» («La сondition humaine», 1933), «Годы презрения» («Le temps du mépris», 1935, рус. пер. 1935), «Надежда» («L’espoir», 1937, рус. пер. 1939), «Орешники Альтенбурга» («Les noyers de l’Altenburg», 1943). В 1930-е гг. много путешествовал; симпатизируя коммунистич. идеалам, принимал участие в Испанской революции 1931–39 на стороне республиканцев. В годы 2-й мировой войны боролся с нем. фашизмом, дважды оказывался в плену, бежал, в чине полковника командовал танковой бригадой «Эльзас-Лотарингия». Мин. информации (1945–1946) и культуры (1959–69) в правительствах Ш. де Голля; активно занимался пропагандой франц. культуры в мире. Убеждённый в решающей роли музеев в формировании взглядов европейцев, поощрял проведение выставок, деятельность домов культуры и др. С 1945 писал преим. эссе об искусстве, собранные в книгах «Психология искусства» [«Psychologie de l’art», vol. 1–3, 1947–50; последующее изд. под назв. «Голоса безмолвия» («Les voix du silence», 1951)], «Сатурн, судьба, Искусство и Гойя» («Saturne, le destin, l’Art et Goya», 1947), «Воображаемый музей мировой скульптуры» («Le musée imaginaire de la sculpture mondiale», vol. 1–2, 1952–54), «Метаморфозы богов» («La métamorphose des dieux», 1957) и др.
В центре эстетич. воззрений М. – понятие «воображаемого музея» как совокупности всех существующих произведений живописи, скульптуры, лит-ры, находящихся в сложном «диалоге» друг с другом. По мысли М., искусство в совр. мире занимает место «умершего» Бога; для художника творчество становится способом победить экзистенциальное рабство, судьбу и превратить свою жизнь в вечное деяние. Автор кн. воспоминаний «Антимемуары» («Antimémoires», 1967, рус. пер. 2005) и др. Жизни и творчеству М. посвящён спектакль М. Бежара «Мальро, или Метаморфозы богов» (1986).