ЭЛЮА́Р ПОЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЮА́Р (Éluard) Поль (псевд.; наст. имя и фам. Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, деп-т Сена – 18.11.1952, Шарантон-ле-Пон, там же), франц. поэт. Родился в семье счетовода и швеи. Систематич. образования не получил. В 1917 женился на Е. Д. Дьяконовой (Галá) (с 1932 жена С. Дали). Дебютировал в 1913 поэтич. сб-ком в духе позднего символизма «Первые стихи» («Premiers poèmes»), в 1914 издал сб. «Диалоги бесполезных» («Dialogues des inutiles»). В кон. 1914 призван в армию, проходил службу по преимуществу в госпиталях и в адм. подразделениях до 1919. В поэтич. сб. «Долг» («Le devoir», 1916) впервые использовал псевд. Э. (фам. бабушки). Популярность снискала пацифистская лирика Э. – поэтич. сб. «Долг и тревога» («Le devoir et l’inquiétude», 1917), листовка «Стихи для мирного времени» («Poèmes pour la paix», 1918). В 1919 сблизился с А. Бретоном, Ф. Супо, Л. Арагоном, Т. Тцара, стал сотрудником ж. «Littérature», примкнул к дадаизму.
Первый опыт приобщения Э. к авангардизму – поэтич. сб. «Животные и их люди, люди и их животные» («Les animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux», 1920). В 1920–21 выпускал авангардистский ж. «Proverbe» (совм. с Ж. Поланом), в 1922 вышли сб-ки дадаистских стихов Э. (с иллюстрациями М. Эрнста): «Повторения» («Répétitions») и «Несчастья бессмертных» («Les malheurs des immortels»). В 1924 издал парадоксально сочетавший принципы сюрреализма и барокко лирич. сб. «Умирать от того, что не умираешь» («Mourir de ne pas mourir»; назв. заимствовано из сочинения Терезы Авильской), в котором с пронзительной искренностью выразил свою несчастную любовь к Галá. Отмеченные формальными экспериментами поэтич. сб-ки «Град скорби» («Capitale de la douleur», 1926), «Любовь, поэзия» («L’amour, la poésie», 1929), «Непорочное зачатие Девы Марии» («L’immaculée conception», 1930; в соавторстве с А. Бретоном), «Сама жизнь» («La vie immédiate», 1932), кн. «Краткий словарь сюрреализма» («Le dictionnaire abrégé du surréalisme», 1938) – в русле сюрреалистич. поэтики. В 1927 вступил в КП Франции, но вскоре вышел из неё; в сер. 1930-х гг. вновь стал сближаться с коммунистич. движением. В 1936 посетил Испанию, познакомился с П. Пикассо; исп. гражд. война – тема поэтич. сб-ков «Естественный ход вещей» («Cours naturel», 1938) и «Помочь увидеть» («Donner à voir», 1939).
Во время 2-й мировой войны был активным участником Движения Сопротивления; в 1942 вновь вступил в компартию, находившуюся в подполье, работал в подпольной печати. Гражд. и патриотич. лирика этого периода, проникнутая глубоким лиризмом и отмеченная виртуозной стихотв. техникой, объединена в сб-ки «Открытая книга I» («Livre ouvert I», 1940), «На нижних склонах» («Sur les pentes inférieures», 1941), «Открытая книга II» («Livre ouvert II», 1942), «Поэзия и истина» («Poésie et vérité», 1942; широкую популярность снискало стих. «Свобода», «Liberté») и др. После освобождения Франции издал книгу стихотворений и эссе «Лицом к лицу с немцами» («Au rendez-vous allemand», 1944, переизд. в 1945, 1946). После войны за Э. закрепилась репутация поэта-коммуниста; политич. тематика в центре сб-ков «Прославления» («Hommages», 1950), «Лик мира» («Le visage de la paix», 1951) и др.; любовная тематика доминирует в сб-ках «Непрерывная поэзия» («Poésie ininterrompue», 1946), «Видеть» («Voir», 1948), «Феникс» («Le phénix», 1951) и др. В 1952 посетил СССР, выступал в Колонном зале Дома Союзов в Москве по случаю 150-летия смерти В. Гюго.
Первые переводы поэзии Э. на рус. яз. изданы в 1923. Во Франции Э. считается классиком любовной лирики.
Междунар. пр. мира (1953).