Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭРНСТ МАКС

М. Эрнст. «Убю-Император». 1923. Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду (Париж).

ЭРНСТ (Ernst) Макс (2.4.1891, Брюль, Гер­ма­ния – 1.4.1976, Па­риж), нем. и франц. жи­во­пи­сец, гра­фик и скульп­тор. Изу­чал фи­ло­со­фию, пси­хо­ло­гию и ис­то­рию иск-ва в Бонн­ском ун-те (1910–12); ис­пы­тал воз­дей­ст­вие фи­ло­со­фии З. Фрей­да, Ф. Ниц­ше и М. Штир­не­ра. На­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью с кон. 1900-х гг.; проф. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В 1-й пол. 1910-х гг., сбли­зив­шись с А. Мак­ке, на­хо­дил­ся под влия­ни­ем экс­прес­сио­низ­ма и фу­ту­риз­ма («Рас­пя­тие», 1913, Му­зей Валь­ра­фа – Ри­хар­ца, Кёльн). Совм. с Х. Ар­пом и И. Ба­ар­гель­дом – ос­но­ва­тель нем. да­да­из­ма (Кёльн, 1919). В жи­во­пис­ных ра­бо­тах («Слон Це­ле­бес», 1921, га­ле­рея Тейт, Лон­дон), кол­ла­жах и гра­фи­ке опе­ри­ро­вал ци­та­тами из мас­со­вой пе­чат­ной про­дук­ции. В 1922 пе­ре­ехал в Па­риж, сбли­зил­ся с А. Бре­то­ном, П. Элюа­ром и др., эво­лю­цио­ни­ро­вал в сто­ро­ну сюр­реа­лиз­ма («Убю-Им­пе­ра­тор», 1923, Нац. центр иск-ва и куль­ту­ры им. Ж. Пом­пи­ду, Па­риж). При­ме­нял тех­ни­ки «фрот­таж» (пе­ре­вод на бу­ма­гу при по­мо­щи на­тир­ки разл. фак­тур и рель­е­фов) и «де­каль­ко­ма­ния» (с 1936; раз­дав­ли­ва­ние кра­соч­но­го сгу­ст­ка на хол­сте), по­зво­лив­шие про­де­мон­ст­ри­ро­вать фор­ми­ро­ва­ние об­ра­зов на по­лот­не («На­по­ле­он в пус­ты­не», 1941, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Ев­ро­па по­сле до­ж­дя II», 1940–42, Уодс­ворт Ате­не­ум, Харт­форд, США). По­сле раз­ры­ва с сюр­реа­ли­ста­ми (1938) эмиг­ри­ро­вал в Нью-Йорк (1941), где ока­зал влия­ние на мо­ло­дых амер. ху­дож­ни­ков (совм. с А. Мас­со­ном соз­дал тех­ни­ку «дрип­пин­га», вос­при­ня­тую впо­след­ст­вии Дж. Пол­ло­ком). С 1953 жил во Фран­ции. Сре­ди скульп­тур­ных про­из­ве­де­ний: «Ко­зе­рог», 1948, Нац. центр иск-ва и куль­ту­ры им. Ж. Пом­пи­ду, и др.

Лит.: Quinn E. M. Ernst. L., 1977; Диль Г. М. Эрнст. М., 1995.

Вернуться к началу