ЭРНСТ МАКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭРНСТ (Ernst) Макс (2.4.1891, Брюль, Германия – 1.4.1976, Париж), нем. и франц. живописец, график и скульптор. Изучал философию, психологию и историю иск-ва в Боннском ун-те (1910–12); испытал воздействие философии З. Фрейда, Ф. Ницше и М. Штирнера. Начал заниматься живописью с кон. 1900-х гг.; проф. образования не получил. В 1-й пол. 1910-х гг., сблизившись с А. Макке, находился под влиянием экспрессионизма и футуризма («Распятие», 1913, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн). Совм. с Х. Арпом и И. Бааргельдом – основатель нем. дадаизма (Кёльн, 1919). В живописных работах («Слон Целебес», 1921, галерея Тейт, Лондон), коллажах и графике оперировал цитатами из массовой печатной продукции. В 1922 переехал в Париж, сблизился с А. Бретоном, П. Элюаром и др., эволюционировал в сторону сюрреализма («Убю-Император», 1923, Нац. центр иск-ва и культуры им. Ж. Помпиду, Париж). Применял техники «фроттаж» (перевод на бумагу при помощи натирки разл. фактур и рельефов) и «декалькомания» (с 1936; раздавливание красочного сгустка на холсте), позволившие продемонстрировать формирование образов на полотне («Наполеон в пустыне», 1941, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Европа после дождя II», 1940–42, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, США). После разрыва с сюрреалистами (1938) эмигрировал в Нью-Йорк (1941), где оказал влияние на молодых амер. художников (совм. с А. Массоном создал технику «дриппинга», воспринятую впоследствии Дж. Поллоком). С 1953 жил во Франции. Среди скульптурных произведений: «Козерог», 1948, Нац. центр иск-ва и культуры им. Ж. Помпиду, и др.