Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ККЕ АВГУСТ

Авторы: В. А. Крючкова

МА́ККЕ (Macke) Ав­густ (Ав­густ Ро­берт Люд­виг) (3.1.1887, Ме­ше­де, Вест­фа­лия – 26.9.1914, близ Перт-ле-Юр­лю, Шам­пань, Фран­ция), нем. жи­во­пи­сец. Учил­ся в АХ Дюс­сель­дор­фа (1904–06), по­се­щал так­же за­ня­тия в Ху­дож.-пром. шко­ле (мас­тер­скую гра­вё­ра Ф. Х. Эм­ке). В эти го­ды ув­лёк­ся те­ат­ром (вме­сте со скульп­то­ром К. Ци­то офор­мил «Мак­бет» У. Шек­спи­ра в дюс­сель­дорф­ском Гор. дра­ма­тич. те­ат­ре). Пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии (1905), Бель­гии, Ни­дер­лан­дам и Ве­ли­ко­бри­та­нии (1906), в 1907 и 1909 по­се­тил Па­риж, где изу­чал ра­бо­ты мас­те­ров им­прес­сио­низ­ма и фо­виз­ма (влия­ния за­мет­ны в ря­де кар­тин М. – «На Рей­не близ Хер­се­ля», 1908, Гор. ху­дож. со­б­ра­ния Бон­на, и др.). В 1907–08 за­ни­мал­ся в мас­тер­ской Л. Ко­рин­та в Бер­ли­не. По­зна­ко­мив­шись в 1910 с Ф. фон Мар­ком, за­тем с В. В. Кан­дин­ским, А. Г. Яв­лен­ским, П. Клее, стал уча­ст­ни­ком вы­став­ки объ­е­ди­не­ния «Си­ний всад­ник» в Мюн­хе­не (1911), со­труд­ни­чал в од­но­им. аль­ма­на­хе (1912). Под влия­ни­ем Р. Де­ло­не и А. Ле Фо­ко­нье (М. встре­тил­ся с ни­ми в Па­ри­же в 1912) ху­дож­ник ис­поль­зо­вал в по­след­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва так­же уро­ки ана­ли­ти­че­ско­го ку­биз­ма.

А. Макке. «Модная витрина». Акварель. 1913. Музей Людвига (Кёльн).

Об­раз­ный мир М., в от­ли­чие от др. мас­те­ров нем. экс­прес­сио­низ­ма, пре­ис­пол­нен гар­мо­нии и по­коя. Фи­гу­ры не­то­ро­п­ли­во про­гу­ли­ваю­щих­ся го­ро­жан по­гру­же­ны в све­то­нос­ную ат­мо­сфе­ру лет­не­го дня, ок­ру­же­ны све­жей зе­ле­нью са­дов и пар­ков («Рес­то­ран в са­ду», 1912, Ху­дож. му­зей, Берн; трип­тих «Боль­шой зо­о­ло­ги­че­ский сад», 1912, му­зей «Ам-Ост­валль», Дор­тмунд; «Да­ма в зе­лё­ном жа­ке­те», 1913, му­зей Люд­вига, Кёльн, и др.). Ком­пакт­ные си­лу­эты мяг­ко очер­че­ны, про­стран­ст­вен­ные ин­тер­ва­лы пе­ре­да­ны рит­мич­ным че­ре­до­ва­ни­ем звуч­ных цвет­ных плос­ко­стей. В нач. 1914 М. вме­сте с П. Клее по­бы­вал в Ту­ни­се, где ис­пол­нил ряд аква­ре­лей, от­но­сящих­ся к луч­шим его про­из­ве­де­ни­ям. По­след­няя кар­ти­на М. «Про­ща­ние» («Отъ­езд», 1914, му­зей Люд­вига) про­ни­за­на гру­стью и тре­во­гой. В авг. 1914 М. был мо­би­ли­зо­ван и вско­ре по­гиб на фрон­те.

Соч.: A. Macke – F. Marc. Briefwechsel / Hrsg. W. Macke. Köln, 1964; Briefe an Elisabeth und die Freunde / Hrsg. W. Frese, E. G. Güse. Münch., 1987.

Лит.: Engels M. T. A. Macke. Köln, 1956; Vrie­sen G. A. Macke. 2. Aufl. Stuttg., 1957; A. Macke. (Kat.). Dortmund, 1968; Erdman-Mac­ke E. Erinnerung an A. Macke. 2. Aufl. Fr./M., 1987; Moeller M. A. Macke: Die Tunis­reise. Köln, 1988; Friesen A. von. A. Macke: Ein Maler-Leben. Hamb., 1989; Weyandt B. Farbe und Naturauffassung im Werk von A. Ma­cke. Hildesheim; N. Y., 1994; Heidrich U. A. Macke. Ostfildern, 2008.

Вернуться к началу