ГЮГО́ ВИКТОР МАРИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЮГО́ (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон – 22.5.1885, Париж), франц. писатель, поэт. Родился в семье наполеоновского генерала, воспитывался матерью-роялисткой. Детство провёл в Марселе, на о. Корсика, на о. Эльба (Италия); посещал колледж в Мадриде, с 1817 учился в Париже в лицее Людовика Великого, где начал переводить и писать стихи (в т. ч. оды в стиле классицизма). В 1819–21 посещал лит. кружок «Сенакль» Ш. Нодье при б-ке «Арсенал», редактировал ж. «Conservateur littéraire», был дружен с А. В. де Виньи, А. Ламартином, Ш. О. Сент-Бёвом и др. Cб. стихов «Оды и разные стихотворения» («Odes et poésies diverses», 1822) был высоко оценён Людовиком XVIII, который назначил Г. пенсию. В сб. «Оды и баллады» («Odes et ballades», 1826) Г. предпринял попытку уравнять в лит. правах «благородную» оду и «простонародную» балладу вопреки классицистич. традиции разделения «высоких» и «низких» жанров; сб. «Восточные мотивы» («Les orientales», 1829, рус. пер. 1914) отмечен экспериментами в области метрики и строфики.
В предисловии к драме «Кромвель» («Cromwell», 1827, рус. пер. 1915) Г., во многом опираясь на идеи Стендаля, изложил принципы драматургии романтизма (отвержение классицистич. правил, провозглашение свободы худож. творчества, отстаивание нераздельности комического и трагического в духе пьес У. Шекспира). Первой попыткой реализации новых принципов стала постановка драмы «Эрнани» («Hernani», 1829, пост. в февр. 1830; рус. пер. 1830; одноим. опера Дж. Верди, пост. в 1844), сопровождавшаяся бурными спорами. Последующие драмы Г. закрепили победу романтиков над поборниками классицистич. иск-ва: «Марион Делорм» («Marion de Lorme», 1831, пост. в 1831; рус. пер. 1873), «Король забавляется» («Le roi s’amuse», 1832; рус. пер. 1887; опера Дж. Верди «Риголетто», пост. в 1851), «Лукреция Борджиа» («Lucrèce Borgia», 1833), «Рюи Блаз» («Ruy Blas», 1838, рус. пер. 1868), «Бургграфы» («Les Burgraves», 1843, рус. пер. 1844) и другие. Первые повести Г. «Ган Исландец» («Han d’Islande», 1823, рус. пер. 1833) и «Бюг Жаргаль» («Bug Jargal», 1826, рус. пер. 1887) – в духе готического романа. В споре с готич. традицией Г. усилил психологич. обрисовку характеров – в повести «Последний день приговорённого к смерти» («Dernier jour d’un condamné», 1829, рус. пер. 1830), написанной в форме дневника, и особенно в получившем мировую известность романе «Собор Парижской Богоматери» («Notre-Dame de Paris», 1831; сокр. рус. пер. 1831–32, полный – 1862; оперное либретто Г. «Эсмеральда»; опера А. С. Даргомыжского «Эсмеральда», пост. в 1847).
В нач. 1830-х гг. Г. признан главной фигурой франц. романтизма, его слава упрочилась после выхода в свет поэтич. сб-ков «Осенние листья» («Les feuilles d’automne», 1831, рус. пер. 1832), «Песни сумерек» («Les chants du crépuscule», 1835, рус. пер. 1837), «Внутренние голоса» («Les voix intérieures», 1837, рус. пер. 1838), «Лучи и тени» («Les rayons et les ombres», 1840, рус. пер. 1841). В 1841 избран во Франц. академию; королевским указом ему было присвоено звание пэра Франции (1845); в 1849 Г. председательствовал на Конгрессе мира в Париже. После гос. переворота в 1851 участвовал в республиканском К-те сопротивления, жил в изгнании с 1852 по 1870 (Брюссель; англ. острова Джерси и Гернси в прол. Ла-Манш). В эмиграции были написаны направленные против имп. Наполеона III сатирич. кн. «История одного преступления» («Histoire d’un crime», vol. 1–2, 1877–78, рус. пер. 1878), памфлет «Наполеон Малый» («Napoléon le Petit», 1852, рус. пер. 1902), а также поэтич. сб-ки «Возмездия» («Les châtiments», 1853), «Созерцания» («Les contemplations», 1856) и др. В романе «Отверженные» («Les Misérables», 1862, рус. пер. 1862) Г., соединив авантюрный сюжет и сентименталистскую патетику, развив романтич. мотивы (неотвратимость судьбы, противостояние героя и толпы и т. д.), представил широкую картину жизни франц. общества в 1-й трети 19 в. и продолжил заявленную в ранних сочинениях («Собор Парижской Богоматери» и др.) тему сочувствия к «маленьким людям». В романе «Труженики моря» («Les travailleurs de la mer», 1866, рус. пер. 1866) Г. в романтич. ключе противопоставил человека и природу, рассказав о героях, сумевших победить морскую стихию. В романе «Человек, который смеётся» («L’homme qui rit», 1869, рус. пер. 1869) Г., перенеся место действия в Англию 18 в., воспользовался приёмом гротеска, чтобы описать вечную борьбу доброго и злого начал в мире и в человеческих душах. Г. вернулся во Францию после провозглашения Третьей республики (1870); в 1871 был избран депутатом Нац. собрания. Во время Парижской коммуны 1871 поддерживал коммунаров, позднее, став сенатором (1876), требовал их амнистии. Тема «величественной и человечной» революции нашла отражение в сб. стихов «Грозный год» («L’année terrible», 1872), романе «Девяносто третий год» («Quatre-vingt-treize», 1874, рус. пер. 1874). Автор книг «Искусство быть дедом» («L’art d’être grand-pére», 1877), «Четыре ветра духа» («Les quatre vents de l’esprit», 1881), а также эпопеи «Легенда веков» («La légende des siècles», vol. 1–3, 1859–83), в которой судьба человечества осмысливалась сквозь призму преданий из разл. культур.
В России Г. известен в первую очередь как романист, тогда как во франц. культуре он воспринимается прежде всего как поэт; его творчество оказало заметное влияние на европ. романтизм и символизм, романы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.; произведения Г. переведены на мн. языки мира, неоднократно экранизированы, их сюжеты легли в основу опер, балетов, мюзиклов.