ГРОТЕ́СК
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРОТЕ́СК (итал. grottesco от grotta – грот, пещера), эстетич. термин, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве (лит-ре, живописи, музыке и др.). Г., по существу, описывался уже Витрувием, а также Горацием («О поэтическом искусстве», ст. 1–5: к женской голове приставлена шея лошади, туловище составлено из частей тел разных животных и всё завершено рыбьим хвостом). Термин «Г.» возник в Италии в кон. 15 в. (см. Гротески), причём исконный смысл слова быстро забылся (он связан с символич. пониманием пещеры как входа в подземный мир); о нём отчасти ещё сохраняли память арх. П. Лигорио, а также учёный-гуманист Д. Барбаро, который в комментариях к Витрувию (1556) определил Г. как «сновидения живописи». Г. понимался как нечто неупорядоченно-фантастическое, как беспричинная игра форм (наподобие терминов «барокко», «барочный» в 18 в.) и в качестве такового подвергался критике. В эстетике эпохи романтизма Г., с одной стороны, отождествлялся с различными орнаментальными, «беспредметными» формами (см. Арабеска), в которых угадывался более глубокий смысл художественного символа, с другой стороны, использовался в практике искусства для выражения острокритич., а иногда и нигилистич. отношения к действительности.
Г. в литературе, появившись ещё в эпоху античности (комедии Аристофана, Плавта, сочинения Лукиана), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, итальянской комедии дель арте, позднее – в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Г. широко применялся в лит-ре 20 в. (Ф. Кафка, Б. Брехт, М. де Гельдерод, В. В. Маяковский, Э. Ионеско, С. Беккет, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков и др.). В изобразит. иск-ве Г. распространился в эпоху Средневековья (скульптурный декор готич. соборов, рисунки на полях рукописей), позднее проявляется также в произведениях И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Ж. Энсора, М. З. Шагала и мн. др.; у разл. представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и др. авангардистских течений 20 в. В музыке гротесковая образность претворена в некоторых произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича и др.