СТЕНДА́ЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕНДА́ЛЬ (Stendhal) (псевд.; наст. имя и фам. Мари Анри Бейль, Beyle) (23.1.1783, Гренобль – 23.3.1842, Париж), франц. писатель. Родился в семье адвоката, в 7 лет потерял мать; воспитывался в доме деда. В 1799 переехал в Париж; в 1800 поступил на воен. службу и вскоре принял участие в итал. походе Наполеона Бонапарта. Вернувшись в 1802 в Париж, подал в отставку; занялся самообразованием. В 1806–14 вновь на воен. службе; сопровождал в качестве интенданта армию Наполеона в Германию, Австрию, Польшу и Россию, где стал свидетелем Бородинского сражения 1812 и пожара Москвы. После падения Наполеона и установления режима Реставрации С. уехал в Италию, с авг. 1814 обосновался в Милане, где сблизился с карбонариями, встречался с Дж. Байроном, публиковался в журнале итал. романтиков «Il Conciliatore». В 1821 вернулся во Францию. После Июльской революции 1830 назначен консулом в Триест, в 1831 – в г. Чивитавеккья, где служил до конца жизни (иногда посещал Францию).
Дебютировал в печати книгами по искусству: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» («Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase», 1817), «История живописи в Италии» («Histoire de la peinture en Italie», vol. 1–2, 1817); в очерке «Рим, Неаполь и Флоренция» («Rome, Naples et Florence», 1817) впервые использовал псевдоним [образован от назв. г. Стендаль в Пруссии (малой родины кумира С. – И. И. Винкельмана), ныне в федеральной земле Саксония-Анхальт, ФРГ]. В Милане начал писать трактат «О любви» («De l’amour», 1822, экранизация Ж. Ореля, 1964) – психологич. анализ зарождения и развития («кристаллизации») любовного переживания в человеческой душе, а также исследование проявлений чувства в разл. культурах. В сер. 1820-х гг., в период т. н. битвы за романтизм, активно включился в лит. полемику. В трактате-памфлете «Расин и Шекспир» («Racine et Shakespeare», 1823) С., понимая под романтизмом (или «романтицизмом») тип искусства, отстаивающий новаторские творч. принципы и устремлённый к актуальным проблемам современности, выступил как почитатель У. Шекспира и противник косных догм классицизма (в т. ч. трёх единств теории), апологетом которых был для него Ж. Расин. В ст. «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская» («Walter Scott et la Princesse de Clèves», 1830) отдал предпочтение аналитич. психологизму романа М. М. де Лафайет перед подробными описаниями быта и природы в романах В. Скотта.
В первом худож. произведении С. – романе «Арманс» («Armance», 1827, совм. с П. Мериме) сплелись личные впечатления (любовные переживания, рус. тема) и опыт романтич. лит-ры (гл. герой-мечтатель порывает со светом и, подобно Байрону, уезжает сражаться за свободу Греции). Роман стал свидетельством становления собственной худож. манеры С., в основе которой – детальный психологич. анализ поведения героев и пристальное внимание к обществ. жизни описываемой эпохи. Сочувствием к карбонариям пронизана новелла С. «Ванина Ванини» («Vanina Vanini», 1829, экранизация Р. Росселлини, 1961; балет Н. Н. Каретникова, 1962), воссоздающая «итальянский характер» с его необузданностью страстей.
Шедевр С. – социально-психологич. роман «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir», 1831; сокр. рус. пер. А. Н. Плещеева, 1874; полный рус. пер. 1893; неоднократные экранизации, в т. ч. М. Боннара, 1920, С. А. Герасимова, 1977), вдохновлённый историей, почерпнутой из уголовной хроники, повествует о поколении, «опоздавшем родиться»: молодой, способный и честолюбивый Жюльен Сорель, вышедший из социальных низов и очарованный «наполеоновской легендой», погибает, отказываясь от социального восхождения и преуспеяния, которые в условиях Реставрации можно обрести лишь ценой отказа от искренней любви и искренности вообще. Роман воссоздаёт широкую панораму жизни франц. общества накануне Июльской революции 1830; отмеченный холодно-отстранённым лаконичным стилем и глубоким психологизмом, он стал ярким проявлением реалистич. метода Стендаля.
Во 2-й пол. 1830-х гг. С. обратился к автобиографич. сочинениям: «Воспоминания эгоиста» («Souvenirs d’égotisme», 1832), «Жизнь Анри Брюлара» («Vie de Henry Brulard», 1835–36, изд. в 1890), «Записки туриста» («Mémoires d’un touriste», vol. 1–2, 1838). Сюжеты из итал. рукописей 16–17 вв., с которыми он имел возможность ознакомиться изучая архивы Папской области, легли в основу новелл «Ченчи» («Les Cenci», 1837), «Виттория Аккорамбони» («Vittoria Accoramboni», 1837), «Аббатиса из Кастро» («L’Abbesse de Castro», 1839) и др.; начиная с 1855 новеллы С. на итал. сюжеты издавались в виде сб. «Итальянские хроники» («Chroniques italiennes»). Итал. тема продолжена и в авантюрно-психологич. романе «Пармская обитель» («La chartreuse de Parme», 1839; рус. пер. под назв. «Пармская шартрёза», 1878; экранизация Кристиан-Жака, 1947), в центре которого трагич. жизненная история аристократа, преданного поклонника Наполеона. Романы С. о Франции эпохи Июльской монархии «Люсьен Левен» («Lucien Leuwen», созд. в 1833–36, изд. в 1855) и «Ламьель» («Lamiel», изд. в 1889) не были закончены. Известностью пользовался выпущенный С. путеводитель «Прогулки по Риму» («Promenades dans Rome», vol. 1–2, 1829).
С. был воспринят современниками преим. как автор популярных искусствоведч. работ. Одним из первых восторженно высказался о нём как о писателе в «Этюде о Бейле» О. де Бальзак (1840); творчество С. ценили Мериме и И. В. Гёте. Читательский интерес к С. в Европе усилился лишь в 1870-е гг. В России проза С. переводилась с 1820-х гг.; один из первых рус. переводов – статья С. о творчестве Дж. Россини («Сын Отечества», 1822, ч. 79, № 30–31), которую высоко ценили А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский; Л. Н. Толстой писал, что батальные сцены романа «Война и мир» созданы под влиянием «Пармской обители».