Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́ЙРОН ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 666-667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Красавченко, И. Л. Попова
Байрон. Портрет работы Т. Филлипса. 1835. Национальная портретная галерея (Лондон).

БА́ЙРОН (Byron) Джордж Но­эл Гор­дон (22.1.1788, Лон­дон – 19.4.1824, Мис­со­лун­ги, Гре­ция; по­хо­ро­нен в Анг­лии, в м. Хак­налл, близ Нью­сте­да), англ. по­эт. Про­ис­хо­дил из знат­ной, но обед­нев­шей се­мьи. В 1798 унас­ле­до­вал ти­тул лор­да. Сти­хи на­чал пи­сать во вре­мя учё­бы в ари­сто­кра­тич. шко­ле в Хар­роу, близ Лон­до­на (1801–05). Окон­чил Кем­бридж­ский ун-т (1808), стал чле­ном па­ла­ты лор­дов брит. пар­ла­мен­та (1809). Пер­вый по­этич. сб. Б. – «Ча­сы до­су­га» («Hours of idleness», 1807) вы­звал кри­ти­ку в ж. «Эдин­бург­ское обо­зре­ние», на ко­то­рую Б. от­клик­нул­ся са­ти­рич. по­эмой «Анг­лий­ские бар­ды и шот­ланд­ские обо­зре­ва­те­ли» («English bards and Scotch reviewers», 1808, изд. в 1809), где зая­вил об упад­ке англ. лит-ры как про­яв­ле­нии со­ци­аль­но­го не­бла­го­по­лу­чия. В 1809–11 Б. по­се­тил Ис­па­нию, Пор­ту­га­лию, Маль­ту, Ал­ба­нию, Гре­цию, Тур­цию. Впе­чат­ле­ния пу­те­ше­ст­вий на­шли от­ра­же­ние в ли­ро­эпич. по­эме «Па­лом­ни­че­ст­во Чай­ль­д Га­роль­да» («Childe Harold’s pilgrimage»), пер­вые две пес­ни ко­то­рой по­эт опуб­ли­ко­вал, вер­нув­шись в Лон­дон в 1812 (3-я – 1817; 4-я – 1818; в рус. пер. от­рыв­ки – с 1828; пол­ный рус. пер. 1864). Имя ге­роя по­эмы, при­нёс­шей Б. сла­ву, ста­ло на­ри­ца­тель­ным как оп­ре­де­ле­ние раз­оча­ро­ван­но­го, на­хо­дя­ще­го­ся в раз­ла­де с об­ще­ст­вом че­ло­ве­ка. В этот пе­ри­од Б. вы­сту­пил и как ора­тор – с тре­мя ре­ча­ми в па­ла­те лор­дов. Са­мая зна­ме­ни­тая из них – про­тив смерт­ной каз­ни для луд­ди­тов – бы­ла про­из­не­се­на 27.2.1812; за ней по­сле­до­ва­ла «Ода ав­то­рам бил­ля про­тив раз­ру­ши­те­лей стан­ков» («An ode to the fra­mers of the frame Bill», 1812) – пер­вый в твор­че­ст­ве Б. об­ра­зец по­ли­тич. са­ти­ры. Ув­ле­че­ние иде­ей силь­ной лич­но­сти на­шло вы­ра­же­ние в его т. н. вос­точ­ных по­эмах: «Гя­ур» («The Giaour», 1813; рус. пер. 1821), «Аби­дос­ская не­вес­та» («The bride of Abydos», 1813; рус. пер. 1821), «Кор­сар» («The corsair», 1814; рус. пер. 1825–26), «Ла­ра» («Lara», 1814; рус. пер. 1826), «Оса­да Ко­рин­фа» («The siege of Corinth», 1816; рус. пер. 1820), «Па­ри­зи­на» («Parisina», 1816; рус. пер. 1822), изо­бра­жав­ших «ро­ко­вые стра­сти» и стра­даю­ще­го, гор­до­го, оди­но­ко­го ге­роя-бун­та­ря. По мо­ти­вам Биб­лии был соз­дан цикл лю­бов­но-фи­лос. ли­ри­ки «Ев­рей­ские ме­ло­дии» («Hebrew melodies», 1815), в т. ч. пе­ре­ве­дён­ное в 1836 М. Ю. Лер­мон­то­вым стих. «Ду­ша моя мрач­на». В 1815–16 Б. в свя­зи с не­удач­ным бра­ком пе­ре­жил лич­ную дра­му и по­сле­до­вав­шую за ней об­ще­ст­вен­ную трав­лю: с ним сво­ди­ли счё­ты все, кто не мог про­стить ему са­ти­рич. сти­хов и воль­но­дум­ст­ва. В тя­жё­лом ду­шев­ном со­стоя­нии по­ки­нув Анг­лию, Б. по­се­лил­ся в Швей­ца­рии, где под­ру­жил­ся с П. Б. Шел­ли. На­строе­ние Б. это­го пе­рио­да от­ра­зи­ла по­эма «Шиль­он­ский уз­ник» («The prisoner of Chillon», 1816; рус. пер. 1822). В 1817 Б. уе­хал в Ита­лию, за­вер­шив здесь фи­ло­соф­ско-сим­во­лич. по­эму «Ман­фред» («Manfred», 1817; рус. пер. 1828). Но­вое для твор­че­ст­ва Б. со­че­та­ние са­ти­ры и иро­нии зна­ме­ну­ет по­эма «Беп­по» («Beppo», 1818; рус. пер. 1863). В 1819 Б. опуб­ли­ко­вал пер­вые две пес­ни са­ти­ри­ко-нра­во­опи­са­тель­ной эпо­пеи в сти­хах «Дон Жу­ан» («Don Juan»; на­пи­са­но 16 глав или пе­сен, 17-я ос­та­лась не­за­кон­чен­ной из-за смер­ти по­эта; рус. пер. 1847) – ши­ро­кой па­но­ра­мы со­вре­мен­но­го по­эту об­ще­ст­ва, от­ли­чаю­щей­ся «уди­ви­тель­ным шек­спи­ров­ским раз­но­об­ра­зи­ем» (А. С. Пуш­кин). Впе­чат­ле­ния от по­се­ще­ния мо­ги­лы Дан­те в Ра­вен­не от­ра­зи­лись в по­эме «Про­ро­че­ст­во Дан­те» («The prophecy of Dan­te», 1819), где, как и в по­эме «Жа­ло­ба Тас­со» («The lament of Tasso», 1817; рус. пер. 1825), Б. при­зы­вал италь­ян­цев вспом­нить слав­ное про­шлое и бо­роть­ся за объ­е­ди­не­ние и не­за­ви­си­мость Ита­лии. В 1820–21 Б. – ак­тив­ный уча­ст­ник дви­же­ния кар­бо­на­ри­ев. Опыт по­ли­тич. дея­тель­но­сти от­ра­зил­ся в на­пи­сан­ных по­сле раз­гро­ма кар­бо­нар­ской ор­га­ни­за­ции ис­то­рич. тра­ге­ди­ях: «Ма­ри­но Фаль­е­ро, дож Ве­не­ции» («Marino Faliero, Doge of Venice», 1821) – тра­ге­дии «без люб­ви» и тра­диц. ро­ман­тич. ус­лов­но­стей; «Двое Фос­ка­ри» («The two Fos­cari», 1821), «Сар­да­на­пал» («Sarda­na­pa­lus», 1821). Сим­во­ли­ко-фи­ло­соф­ская, бо­го­бор­че­ская по­эма Б. на биб­лей­ский сю­жет – мис­те­рия «Ка­ин» («Ca­in», 1821) о ге­рое, усом­нив­шем­ся во все­бла­го­сти Бо­га, – бы­ла осу­ж­де­на ка­то­лич. цер­ко­вью. Сре­ди позд­них про­из­ве­де­ний Б. наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют са­ти­рич. по­эмы: «Ви­де­ние су­да» («The vision of judgement», 1822) – па­ро­дия на од­но­им. по­эму Р. Сау­ти; «Ир­ланд­ская ава­та­ра» («The Irish avatar», 1821; пол­ное изд. – 1831), вы­смеи­ваю­щая ир­ланд­цев за заб­ве­ние нац. гор­до­сти, а так­же «Брон­зо­вый век» («The age of bronze», 1823) – по­ли­тич. са­ти­ра на кон­гресс Свя­щен­но­го сою­за в Ве­ро­не (1822). В сер. ию­ля 1823 Б. от­пра­вил­ся в Гре­цию, где в 1824 в Мис­со­лун­ги воз­гла­вил от­ряд греч. пат­рио­тов, вос­став­ших про­тив тур. ига. Умер от ли­хо­рад­ки.

Твор­че­ст­во Б. обо­га­ти­ло по­эти­ку и об­раз­ный строй лит-ры ро­ман­тиз­ма. Ха­рак­тер­ные ком­по­зиц., мет­рич., сти­ли­стич. приё­мы по­эзии Б., пре­ж­де все­го его по­эм (эмо­цио­наль­ная ма­не­ра по­ве­ст­во­ва­ния – во­про­сы, вос­кли­ца­ния, об­ра­ще­ния по­эта к ге­рою; тех­ни­ка ли­рич. от­сту­п­ле­ний, но­вел­ли­стич. сю­жет, фраг­мен­тар­ность ком­по­зи­ции и не­дос­ка­зан­ность, сво­бод­ная стро­фи­ка и др.), те­мы и мо­ти­вы его про­из­ве­де­ний (воль­но­лю­бие и па­фос борь­бы, культ ис­клю­чит. лич­но­сти, ски­таль­че­ст­во, оди­но­че­ст­во; пес­си­ми­стич. умо­на­строе­ние – ми­ро­вая скорбь в со­че­та­нии с иро­нич­но­стью, кра­соч­ным эт­но­гра­физ­мом и др.) от­ра­зи­лись в твор­че­ст­ве мн. пи­са­те­лей, по­ро­див осо­бое лит. яв­ле­ние – бай­ро­низм. В Анг­лии влия­ние Б. ис­пы­та­ли Т. Кар­лейль, Б. Диз­ра­эли, А. Тен­ни­сон, Дж. Рёс­кин; во Фран­ции – А. Ла­мар­тин, А. В. де Ви­ньи, В. Гю­го и др.; в Ита­лии – С. Пел­ли­ко, В. Мон­ти, Дж. Мад­зи­ни и др.; в Гер­ма­нии – Г. Гей­не, Г. Гер­вег, Ф. Фрей­ли­грат, по­эты «Мо­ло­дой Гер­ма­нии»; в Ис­па­нии – Х. де Эс­прон­се­да; в Поль­ше – А. Миц­ке­вич. В Рос­сии дань бай­ро­низ­му от­да­ли А. С. Пуш­кин, Е. А. Ба­ра­тын­ский, И. И. Коз­лов, К. Ф. Ры­леев, А. И. По­ле­жа­ев, А. А. Бес­ту­жев-Мар­лин­ский; осо­бен­но силь­ны бай­ро­ни­ческие мо­ти­вы в твор­че­ст­ве М. Ю. Лер­мон­то­ва.

Соч.: Со­чи­не­ния: В 3 т. М., 1974; Из­бран­ная ли­ри­ка. М., 1988.

Лит.: Leonard W. E. Byron and byronism in America. Boston, 1905; Ве­се­лов­ский А. Н. Этю­ды о бай­ро­низ­ме // Ве­се­лов­ский А. Н. Этю­ды и ха­рак­те­ри­сти­ки. 4-е изд. М., 1912. Т. 1; Жир­мун­ский ВМ. Бай­рон и Пуш­кин. Л., 1924; Ели­ст­ра­то­ва А. А. Бай­рон. М., 1956; Marchand LA. Byron. A biography. N. Y., 1957. Vol. 1–3; Hoffmeister G. Byron und der europäische Byronismus. [Darm­stadt], 1983; Graham P. W. Lord Byron. N. Y.; L., 1998; Бэг­би Л. А. Бес­ту­жев-Мар­лин­ский и рус­ский бай­ро­низм. СПб., 2001; Ва­цу­ро В. Э. Эпи­зод из ис­то­рии рус­ско­го бай­ро­низ­ма («Вам­пир») // Ва­цу­ро В. Э. Го­ти­че­ский ро­ман в Рос­сии. М., 2002.

Вернуться к началу