БА́ЙРОН ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́ЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон – 19.4.1824, Миссолунги, Греция; похоронен в Англии, в м. Хакналл, близ Ньюстеда), англ. поэт. Происходил из знатной, но обедневшей семьи. В 1798 унаследовал титул лорда. Стихи начал писать во время учёбы в аристократич. школе в Харроу, близ Лондона (1801–05). Окончил Кембриджский ун-т (1808), стал членом палаты лордов брит. парламента (1809). Первый поэтич. сб. Б. – «Часы досуга» («Hours of idleness», 1807) вызвал критику в ж. «Эдинбургское обозрение», на которую Б. откликнулся сатирич. поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» («English bards and Scotch reviewers», 1808, изд. в 1809), где заявил об упадке англ. лит-ры как проявлении социального неблагополучия. В 1809–11 Б. посетил Испанию, Португалию, Мальту, Албанию, Грецию, Турцию. Впечатления путешествий нашли отражение в лироэпич. поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» («Childe Harold’s pilgrimage»), первые две песни которой поэт опубликовал, вернувшись в Лондон в 1812 (3-я – 1817; 4-я – 1818; в рус. пер. отрывки – с 1828; полный рус. пер. 1864). Имя героя поэмы, принёсшей Б. славу, стало нарицательным как определение разочарованного, находящегося в разладе с обществом человека. В этот период Б. выступил и как оратор – с тремя речами в палате лордов. Самая знаменитая из них – против смертной казни для луддитов – была произнесена 27.2.1812; за ней последовала «Ода авторам билля против разрушителей станков» («An ode to the framers of the frame Bill», 1812) – первый в творчестве Б. образец политич. сатиры. Увлечение идеей сильной личности нашло выражение в его т. н. восточных поэмах: «Гяур» («The Giaour», 1813; рус. пер. 1821), «Абидосская невеста» («The bride of Abydos», 1813; рус. пер. 1821), «Корсар» («The corsair», 1814; рус. пер. 1825–26), «Лара» («Lara», 1814; рус. пер. 1826), «Осада Коринфа» («The siege of Corinth», 1816; рус. пер. 1820), «Паризина» («Parisina», 1816; рус. пер. 1822), изображавших «роковые страсти» и страдающего, гордого, одинокого героя-бунтаря. По мотивам Библии был создан цикл любовно-филос. лирики «Еврейские мелодии» («Hebrew melodies», 1815), в т. ч. переведённое в 1836 М. Ю. Лермонтовым стих. «Душа моя мрачна». В 1815–16 Б. в связи с неудачным браком пережил личную драму и последовавшую за ней общественную травлю: с ним сводили счёты все, кто не мог простить ему сатирич. стихов и вольнодумства. В тяжёлом душевном состоянии покинув Англию, Б. поселился в Швейцарии, где подружился с П. Б. Шелли. Настроение Б. этого периода отразила поэма «Шильонский узник» («The prisoner of Chillon», 1816; рус. пер. 1822). В 1817 Б. уехал в Италию, завершив здесь философско-символич. поэму «Манфред» («Manfred», 1817; рус. пер. 1828). Новое для творчества Б. сочетание сатиры и иронии знаменует поэма «Беппо» («Beppo», 1818; рус. пер. 1863). В 1819 Б. опубликовал первые две песни сатирико-нравоописательной эпопеи в стихах «Дон Жуан» («Don Juan»; написано 16 глав или песен, 17-я осталась незаконченной из-за смерти поэта; рус. пер. 1847) – широкой панорамы современного поэту общества, отличающейся «удивительным шекспировским разнообразием» (А. С. Пушкин). Впечатления от посещения могилы Данте в Равенне отразились в поэме «Пророчество Данте» («The prophecy of Dante», 1819), где, как и в поэме «Жалоба Тассо» («The lament of Tasso», 1817; рус. пер. 1825), Б. призывал итальянцев вспомнить славное прошлое и бороться за объединение и независимость Италии. В 1820–21 Б. – активный участник движения карбонариев. Опыт политич. деятельности отразился в написанных после разгрома карбонарской организации историч. трагедиях: «Марино Фальеро, дож Венеции» («Marino Faliero, Doge of Venice», 1821) – трагедии «без любви» и традиц. романтич. условностей; «Двое Фоскари» («The two Foscari», 1821), «Сарданапал» («Sardanapalus», 1821). Символико-философская, богоборческая поэма Б. на библейский сюжет – мистерия «Каин» («Cain», 1821) о герое, усомнившемся во всеблагости Бога, – была осуждена католич. церковью. Среди поздних произведений Б. наибольший интерес представляют сатирич. поэмы: «Видение суда» («The vision of judgement», 1822) – пародия на одноим. поэму Р. Саути; «Ирландская аватара» («The Irish avatar», 1821; полное изд. – 1831), высмеивающая ирландцев за забвение нац. гордости, а также «Бронзовый век» («The age of bronze», 1823) – политич. сатира на конгресс Священного союза в Вероне (1822). В сер. июля 1823 Б. отправился в Грецию, где в 1824 в Миссолунги возглавил отряд греч. патриотов, восставших против тур. ига. Умер от лихорадки.
Творчество Б. обогатило поэтику и образный строй лит-ры романтизма. Характерные композиц., метрич., стилистич. приёмы поэзии Б., прежде всего его поэм (эмоциональная манера повествования – вопросы, восклицания, обращения поэта к герою; техника лирич. отступлений, новеллистич. сюжет, фрагментарность композиции и недосказанность, свободная строфика и др.), темы и мотивы его произведений (вольнолюбие и пафос борьбы, культ исключит. личности, скитальчество, одиночество; пессимистич. умонастроение – мировая скорбь в сочетании с ироничностью, красочным этнографизмом и др.) отразились в творчестве мн. писателей, породив особое лит. явление – байронизм. В Англии влияние Б. испытали Т. Карлейль, Б. Дизраэли, А. Теннисон, Дж. Рёскин; во Франции – А. Ламартин, А. В. де Виньи, В. Гюго и др.; в Италии – С. Пеллико, В. Монти, Дж. Мадзини и др.; в Германии – Г. Гейне, Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, поэты «Молодой Германии»; в Испании – Х. де Эспронседа; в Польше – А. Мицкевич. В России дань байронизму отдали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, К. Ф. Рылеев, А. И. Полежаев, А. А. Бестужев-Марлинский; особенно сильны байронические мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова.